Для аттестации и участия в ПНПО предоставляется аналитическая справка ОО объемом не более 1 страницы с указанием образовательных технологий, применяемых учителем (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение и др.), а также дидактического материала по выбранным образовательным технологиям; уровня их использования на уроках.
Год внедрения
|
Технология
|
Описание дидактических материалов
|
Примеры
|
Использование современных образовательных технологий на уровне отдельных компонентов системы
|
2009-2010
|
Личностно ориентированное развивающее обучение.
|
Диагностические упражнения для выявления индивидуальных особенностей ребенка, субъектного опыта познания и предметной деятельности. Диагностика интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей каждого ученика.
|
Применяемые тесты опубликованы по адресу:
http://mychildren.ucoz.ru/load/87-1-0-428
|
Учебный материал, включающий субъективный опыт каждого ученика, опирающийся на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться
|
Карточки с разной формой преподнесения материала: схема, список или таблица. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие и т.п.
|
Задания для привития умений и навыков планирования учебной деятельности, постановки цели и задач
|
Заготовки для планов, построения модели (алгоритма) деятельности, задания с указанием приемов, которыми ученик должен воспользоваться и т.п.
|
Дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, выбор рационального способа решения
|
Задания на выбор, использование разных семантических «кодов», источников информации (книги, веб-страницы, презентации, видеофайлы и т.д.), на описание способа решения задачи.
|
Задания на развитие мыслительной деятельности: выделение главного; анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; классификация, обобщение, систематизация; формулирование выводов, умозаключений; решение задач
|
Развивающие упражнения на материале по информатике «Выделить существенные признаки», «Найти лишнее», «Навести порядок» и т.п.
|
Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий
|
Правила выставления оценки; тесты на проверку правильности и прочности знаний; карточки эффективности урока.
|
Диагностические задания, обеспечивающие возможность выявлять индивидуальные способы проработки материала
|
"экспресс-задания" позволяющие оценивать как конечный результат выполнения задания, так и сам процесс его выполнения.
|
Проблемное изложение материала, моделирование учебных задач
|
Выполнение проблемных творческих задач
|
Уровневая дифференциация в личностно-ориентированном подходе
|
Вопросы нарастающей трудности, зачетная система по вариантам, включающим обязательную и дополнительную части и т.п.
|
Коллективная работа
|
Задания для групп (одинаковые и дифференцированные), для ученика, замещающего учителя. Словарь слов, употребляемых в диалоге
|
Задания на развитие творческих способностей
|
Сочинить рассказ из данных слов, составить свой шифр, придумать загадку, кроссворд, сюжетный рисунок и т.п.
|
Интегрированные уроки
|
Материал по межпредметным связям (материал предметных недель)
|
2011-2012
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность
|
Использование презентаций, видеороликов, информационных моделей, разработок к электронным доскам, разработок на персональном сайте учителя
|
|
|
Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
|
Задания по обучению работы за компьютером, изучение компьютерных программ
|
|
|
Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики
|
Тесты, созданные в компьютерных программах и на школьных сайтах
|
|
|
Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий
|
Курсы дистанционного обучения («Профессии компьютера», «Развитие познавательных способностей»), вебинары
|
|
|
Формирование информационной культуры
|
Форумы на школьных сайтах, переписка через электронную почту и т.п.
|
Использование современных образовательных технологий на уровне методических приемов и педагогической техники
|
2009-2010
|
Технология проектного обучения· и исследовательской деятельности
|
Организация мини-исследований и проектов на уроках
|
Например, Исследование плюсов и минусов растровой и векторной графики и др.
Проектная деятельность по информатике
|
Развитие исследовательских способностей учащихся
|
Адрес авторской публикации используемого материала:
http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=133205&tmpl=Thread&BoardId=133208&ThreadId=442568
|
Изучение технологии проектного метода
|
Задания по изучению постановки проблемы, гипотезы, цели, задачи и т.п. «Схема проекта», «Пять П», «Мозговой штурм» и др.
|
Тематические курсовые проекты
|
Проектирование веб-страниц, работ выполненных в word, power point и т.п.
|
2010-2011
|
Игровые технологии
|
Занимательные упражнения
|
Кроссворды, сканворды, филворды, викторины, ребусы и т.п.
|
Урок-игра, деловые и ролевые игры, нестандартные уроки
|
Разработки уроков
|
2011-2012
|
Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности»
|
Вводные занятия из 1-го пособия для 5 класса «Познай себя» серии книг «Самосовершенствование личности».
|
Занятия опубликованы на сайте класса по адресу: http://obrazets.ucoz.ru/index/0-16
|
Что беру за основу в применяемых технологиях:
Из технологии В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, которая ориентирована на развитие теоретического сознания и мышления.
•Принцип способности ребенка к обучению и развитию. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
•Принцип интенсификации умственного развития через содержание развивающего обучения, от которого производны методы организации обучения
•Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
•Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
•Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
•Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
• Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
• Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
• Приоритетная цель - формирование способов умственных действий (СУД).
Из технологии личностно-ориентированного развивающего обучения по И.С. Якиманской за основу беру развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения. (отдельно см. личностно-ориентированный подход)
По технологии Г.К. Селевко уделяю большее внимание формированию доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
По технологиям И.П.Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П.Иванова акцентрирую внимание на творческих потребностях школьников:
Учитываю акценты целей этих теорий:
1. По И. П. Волкову - выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
2. По Г. С. Альтшуллеру - обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи.
3. По И. П. Иванову - воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества.
Интересуюсь технологией технического творчества Г.С. Альтшуллера на основе ТРИЗ
Для активации и интенсификации деятельности учащихся применяю:
игровые технологии
проблемное обучение
опорные конспекты по В.Ф. Шаталову
деятельностный подход к обучению по А.А. Леонтьеву
ИКТ
Для эффективности управления и организации учебного процесса:
технология уровневой дифференциации обучения (Н.П. Гузика, В.В. Фирсова)
технология индивидуализации обучения Инге Унт, Границкая А.С., Шадриков В.Д.
адаптивная система обучения по А.С. Границкой
средовой подход
Альтернативные технологии:
технология свободного труда по С.Френе (школьная редколлегия)
технология саморазвития по М.Монтессори (во внеурочной деятельности)
|