Среда
04.10.2023
00:28
Портфолио учителя
Портфолио учеников
Статистика посещений и рейтинг сайта
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт
Последние записи
в материалах "Творчество"
[06.06.2012][Графика]
Учителя тоже учатся (0)
[28.02.2012][Наши проекты]
Что такое книга? (0)
[09.01.2012][сочинительство]
литература (0)

Моим ученикам
Работа по коррекции

 

В нашей школе ведется целенаправленная работа по использованию компьютеров на занятиях с детьми, обучающимся по специальной (коррекционной) программе школы 7, 8 видов

1. Преимущества уроков, проводимых с применением компьютерных технологий очевидно. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках является одним из эффективных средств по развитию познавательных процессов в учебной деятельности. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению.А компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается удовлетворенность как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни. У них будет сформировано положительное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчить ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера. Здесь нельзя забывать тот факт, что компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, являясь мощным инструментом повышения его эффективности. В качестве средства обучения компьютер в первую очередь позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Ученики более охотно отвечают компьютеру и не боятся ошибиться. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы. Однако хоть компьютер и обладает огромным потенциалом развивающих и обучающих возможностей, но только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой учитель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Грамотно построенный урок вызывает и у отстающих учеников желание заниматься. И здесь компьютер — первый помощник. С другой стороны, метод обучения с использованием компьютерных технологий очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов.

2. Использование информационных технологий для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы 7 и 8 видов. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе, только начинается, и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся коррекционного обучения является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров должно быть уделом всех учеников. Этому способствует тот факт, что по сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы 7, 8 видов, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей коррекционной школы 8 вида при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока. Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками. В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми коррекционного обучения дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала. Помогают компьютерные игры и тренажеры. В Интернете можно найти материал по использованию компьютерных технологий как для детей, обучающихся по основной программе, так и для детей, обучающихся по специальной (коррекционной). Так в «сети творческих учителей» существует сообщество педагогов работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, где можно пройти мастер - класс «Эффективное использование ИКТ в обучении детей с особыми образовательными потребностями: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=199918&lib_no=201324&tmpl=lib 3. Опыт работы с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы 7 и 8 видов, с использованием и изучением этими детьми компьютерных технологий на уроках, применяемый в МОУ Пошатовская ООШ. В нашей школе мы также используем, предлагаемые на различных педагогических сайтах, в том числе на сайте «Сеть творческих учителей», методы работы с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе 7 и 8 видов. В обучении по предметам мы используем развивающие игры серий «Дракоша» и «Мышка Мия». Эти игровые программы помогают в легкой и доступной форме усваивать знания по математике, русскому языку, окружающему миру, стимулируют приобретение новых знаний, специально подобранные игры развивают познавательные способности детей. (см. Приложение 1) Однако мы не остановились на использовании программ, устанавливаемых на компьютеры. Нами был создан сайт «По ступенькам познания к творчеству» (http://variant7.ucoz.ru/), на котором мы начали публиковать упражнения для развития познавательных способностей: восприятия, внимания, памяти, логики, воображения; проводить там их классификацию. Дети работают с предлагаемыми заданиями в режиме онлайн. Это способствует также социальной адаптации, так как ученики, выходя в Интернет, начинают знакомиться с коммуникационными технологиями, со способами работы в сети. И хорошо, что начинают они свое путешествие по Интернет с такой полезной деятельности, как познание. (см. Приложение 2) Полезно также выполнять упражнения, предлагаемые на нашем сайте, и обычным детям для выявления с помощью диагностических заданий тех познавательных способностей, которые развиты слабее, и их корректировки. Это способствует лучшему усвоению школьного материала. Почти на всех сайтах Интернет, где можно найти материал по работе с детьми с ограниченными возможностями, предлагаются методики с использованием ЭВМ как средства обучения. Мы же уже не первый год внедряем в работу методики, при которых компьютер является объектом изучения, т.е. работаем над освоением данными учениками самого компьютера в доступной для них форме. Для этого мы 1 час в неделю из программы по технологии используем в качестве урока информатики (компьютерные технологии). Дети занимаются вместе с классом. Т.е. организуем интегрированное обучение. Так же эти дети посещают кружок информатики. Для учеников 7, 8 вида мы подготовили индивидуальные тематические планы освоения компьютерных технологий в зависимости от особенностей способностей каждого из них. Исходим мы из основ, которые должны знать дети, пользующиеся компьютером. Они должны научиться сохранять файлы, знать клавиатуру, знать правила обращения с носителями информации (дисками, флешками,) уметь создавать текстовые документы и т.д. Занятия с применением компьютеров очень интересны детям. Они быстро осваивают клавиатуру и мышку, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы за компьютером. Удивляет тот факт, что ученики, с трудом усваивающие принципы сложения, правила написания слов, не говоря уже о более сложных предметах, с легкостью понимают, как открыть нужную программу и работать в ней. Они по интуиции нажимают на нужные клавиши и кнопки. И мы считаем, что необходимо использовать эту способность в полной мере. Занятия интегрированного обучения мы строим следующим образом: Объяснение и показ способов работы с компьютерными программами ученикам специального обучения производится во время самостоятельной работы класса. И, наоборот, во время объяснения теоретического материала ученикам класса, обучающимся по основной программе, дети коррекционного обучения выполняют задания на компьютерах, доступные им для самостоятельного выполнения. (см. Приложение 3) Здесь надо сказать, что таких заданий можно подобрать немало. Ученики легко осваивают графические редакторы, любят набирать и оформлять тексты, работать с тренажерами, играть в развивающие и обучающие игры. (см. Приложение 4) В этом году мы начали использовать компьютер и с детьми, которые находятся на индивидуальном обучении. Так на уроках математики используются презентации при объяснении нового материала и тренажеры для закрепления умений и навыков счета. А на уроках природоведения по каждой теме находим соответствующий материал в Интернете, рассматриваем картинки, смотрим видео. Как сказала одна ученица на таком уроке (это был урок, на котором изучали животных острова Врангеля): «Я как будто сама там побывала». В настоящее время эта ученица самостоятельно легко находит в Интернете нужный материал по любой теме. (см. Приложение 5) Остается добавить, что бывает сложно детей «оторвать» от компьютера. Но делать это необходимо, т.к. занятия с компьютером могут приводить к утомлению, головокружению, головным болям, появлению зрительного дискомфорта, усталости глаз и т. д. Поэтому нужно четко соблюдать режим работы. Самое большее время, которое мы позволяем использовать на уроке за компьютером — это 20 минут, по 10 минут с перерывом 10-20 минут. Обычно 10 минут в начале занятия и 10 минут - в конце. Чтобы не страдала аккомодационная система глаза, когда ребенок рассматривает предмет на близком расстоянии (это может привести к развитию близорукости), мы работу по рассматриванию материала на экране монитора, заменяем проецированием на экран. При составлении расписания учитываем также, что наиболее благоприятные дни для проведения занятий с компьютером являются вторник, среда и четверг и что без ущерба для состояния здоровья дети младших классов могут заниматься за компьютером не более 2-х раз в неделю. Многие из детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы 7, 8 видов наравне с детьми, занимающимися по основной программе, освоили коммуникационные технологии. У них имеется электронная почта, с помощью ее они зарегистрировались на школьном сайте и сайте учителя информатики. На этих сайтах они учатся общаться в Интернете через личные сообщения и на форумах наравне с остальными детьми. (см. Приложение 6) Вывод Наши наблюдения показали, что все дети, с которыми проводится описанная выше работа, с удовольствием изучают информационно-коммуникационные технологии, у них улучшаются познавательные способности, легче проходит социальная адаптация, они лучше осваивают предметный материал. В связи с увеличением количества детей коррекционного обучения возникла необходимость разработки общей программы коррекционных занятий детей с использованием компьютера. Эта программа, на наш взгляд, должна включать в себя как обучающие уроки по работе с компьютерами, так и занятия по предметам с использованием информационно-коммуникационных технологий. Также необходимо продумать содержание компьютерного программного обеспечения, упражнения и игры, которого были бы направлены на развитие познавательных способности детей и имели обучающие функции по предметам специальной (коррекционной) программы школы 7, 8 видов. Мы к этому готовы и на настоящий момент такие работы ведутся. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и требует более глубокого изучения, т.к. введение информационных технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.