Первый этап. Вводное слово учителя.
Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. Где, как не на компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться? И всё это можно сделать, не имея специального образования!..
Мы с вами уже немного говорили о графической информации. Вспомним, какие расширения могут быть у файлов, хранящих графическую информацию?
Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково? Сейчас мы развеем ваши сомнения. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное. Чем они отличаются, чем похожи, какое лучше: на все эти вопросы вы будете искать ответ сами. Итак, тема урока: “Растровая или векторная графика: что лучше?”
(Учащиеся записывают тему урока в тетради).
Для исследования нам нужно разделиться на 4 группы: группа теоретиков и группа практиков по изучению растрового изображения, группа теоретиков и группа практиков по изучению векторного изображения. Каждая группа через 15 минут должна доказать нам, что тип формирования компьютерного изображения которое они исследовали лучше другого.
В процессе исследования теоретики и практики должны (каждый по своему типу) заполнить таблицу (в тетради). <На экране появляется слайд презентации с таблицей (она не заполнена)>
(Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь).
|
Растровое изображение |
Векторное изображение |
Как формируется изображение? |
|
|
Где применяется? |
|
|
Как изменяется в процессе масштабирования? |
|
|
Принцип окрашивания? |
|
|
Что и как можно делать в графическом редакторе? |
|
|
Второй этап. Организационный момент.
На столах у вас лежат геометрические фигуры – треугольники и прямоугольники. Возьмите каждый по одной фигуре. Учащиеся, взявшие желтые треугольники составляют группу теоретиков, изучающих растровое изображение, зеленые треугольники – группы теоретиков, изучающих векторное изображение; взявшие желтые и зеленые прямоугольники, соответственно, группу практиков по растровому и векторному изображению.
Теоретики работают с учебником - стр. 62-69.
“Теория – генерал, практика – солдаты”, - говорил Л. да Винчи. Наши “солдаты” будут создавать изображение на компьютере. Группа по растровому изображению выполняет практическую работу № 8 стр. 120, группа по векторному изображению – практическую работу № 9 стр. 122).
Третий этап. Исследовательская деятельность учащихся.
В процессе исследования учащиеся могут обращаться к учителю. В группе практиков работает консультант-учащийся, который ранее выполнял практическую работу вместе с учителем.
Четвёртый этап. Представление результатов исследования.
Двое учащихся (по одному из группы теоретиков и практиков), изучавших растровое изображение отвечают на вопросы, представленные в таблице.
После них представители групп, изучавших векторное изображение, отвечают на вопросы по своему типу. После всех выступлений таблица на экране заполняется ответами, заранее подготовленными учителем.
|
Растровое изображение |
Векторное изображение |
Как формируется изображение? |
Из точек (пикселей) различного цвета |
Из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.д.) |
Где применяется? |
Можно повысить качествостарой фотографии; из черно-белой сделать цветную. Используется для художественного творчества. |
Для хранения высокоточных объектов (чертежей, схем) |
Как изменяется в процессе масштабирования? |
При уменьшении теряется четкость мелких деталей.
При увеличении появляется ступенчатый эффект. |
Не теряет качества |
Принцип окрашивания? |
Окрашивается каждый пиксель |
Окрашивается вся фигура целиком |
Что можно делать в графическом редакторе? |
Можно изменять цвет каждого пикселя; повышать яркость и контрастность; удалять мелкие дефекты; применять эффекты. |
Можно изменять размеры, цвет, прозрачность графического примитива; перемещать его; накладывать один примитив на другой |
Дети сверяют свои исследования с ответами-эталонами. При необходимости дополняют свои записи.
Пятый этап. Закрепление результатов исследования.
После обоих выступлений всем теоретикам демонстрируются два рисунка (один векторный, другой растровый). |