1 слайд. «Отношения между понятиями». Тема урока информатики в 6 классе
2 слайд. «Отношения между понятиями». Список отношений между понятиями, изучаемых в курсе информатики и ИКТ в 6 классе.
3 слайд. «Тождество». Сначала учащиеся видят изображение московского Кремля. Учитель задает вопрос: «Что вы видите на слайде?». Учащиеся дают несколько вариантов ответов, среди которых обязательно есть и такие: «столица России» и «город Москва». Учитель: «Изобразим понятия «столица России» и «город Москва» кругами. Очевидно, что объемы понятий совпадают. Такое отношение между понятиями называют тождеством».
4 слайд. «Пересечение». На слайде учащиеся видят изображение конверта (письма). Учитель: «Ребята, как вы думаете, что изображено на этом слайде?» Учащиеся перечисляют: конверт, письмо. Вопрос учителя: «Каким образом можно послать или получить письмо?». Учащиеся объясняют, что сейчас письмо можно послать по обычной или по электронной почте. Учитель: «Давайте рассмотрим понятия «электронное письмо» и «письмо на русском языке». Отношение между этими понятиями называют пересечением. В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке».
5 слайд. «Подчинение». Учитель: «Ребята, вспомните устройства ввода информации в компьютер». Школьники перечисляют известные им устройства ввода, в том числе называют клавиатуру. Учитель: «Изобразим понятия «устройства ввода» и «клавиатура» кругами. Вы видите, что объем понятия «клавиатура» полностью входит в объем понятия «устройства ввода». Такое отношение между понятиями называют подчинением».
6 слайд. «Соподчинение». На слайде появляются изображения различных носителей информации: береста, глиняная доска, папирус, бумага и гибкий магнитный диск. Учитель задает вопрос: «Ребята, изображения каких предметов представлены на этом слайде?». Учащиеся перечисляют названия носителей информации. Учитель: «Как назвать перечисленные предметы одним понятием?». Ученики: «Это носители информации». Учитель: «Вы видите, что объемы различных носителей информации не пересекаются, но принадлежат более общему (родовому) понятию. Такое отношение между понятиями называется соподчинением».
7 слайд. «Противоположность». На слайде появляются изображения соли и сахара. Учитель: «Слова «соль» и «сахар» выражают противоположные понятия. Объемы этих двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия. Такие понятия называют противоположными».
8 слайд. «Противоречие». На слайде появляются изображения нового и ненового компьютера. Учитель: «Понятие «неновый компьютер» находится в отношении противоречия с понятием «новый компьютер». Круг, выражающий отношение противоречия, делится на две части: третьего понятия между ними нет».
Эту презентацию можно скачать по адресу: http://sorokira.narod.ru/inf6.rar |