Пятница
28.07.2017
17:50
Категории каталога
общая физика [11]
механика [2]
молекулярная физика и термодинамика [0]
электричество и магнетизм [2]
колебания и волны [4]
оптика, квантовая физика [2]
атомная и ядерная физика [0]
общая информатика [21]
архитектура компьютера [5]
обучение работе с программами [14]
информационные процессы [5]
программирование [6]
моделирование и формализация [3]
коммуникационные технологии [4]
математика [17]
музыка [19]
другие [13]
планы и программы [28]
стихи [2]
аттестация учителей [15]
сценарии к мероприятиям [4]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 1388
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » текстовые файлы » планы и программы

Программа кружка Игротека
[ · Скачать удаленно () ] 26.02.2009, 00:16

Кружок "Игротека" вначал свою работу в 1993 году в бывшей школе поселка на основе программы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач). Когда школу закрыли, кружок продолжал работать в Доме культуры, который был открыт на месте старой школы. Но от программы ТРИЗ мы начали отходить, так как стало понятно, что в первую очередь надо упор сделать на развитие познавательных способностей. 
В 1998 году кружок начал работать в детстком доме - школе. Дети перешли в новое помещение вместе с руководителем. В тоже время кружок стали посещать дети детского дома, возникло несколько групп, которые пытались разделить несколькими способами. В результате разделились по классам.
Представленный здесь вариант программы был составлен в 2002 году по заказу школы с математическим направлением работы. Так как руководитель кружка до этого была учителем математики, со стороны администрации школы позвучала просьба подготовить детей к участию в олимпиадах по математике. И как результат работы кружка в этом направлении - это несколько побед по району и неплохие результаты во Всероссийских дистанционных олимпиадах.

Пояснительная записка

Цели кружка: основной целью кружка является гармоничное и всестороннее воспитание личности, основывающееся на интеллектуальном и творческом развитии детей, развитии в единстве умственных способностей, личностных качеств и трудовых навыков. Важно воспитать активных и творческих людей, способных принимать нестандартные решения, умеющих управлять процессами творчества, фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуацией.

Преследуя формальную цель (развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей), необходимо стремиться и к содержательной: закреплять школьный материал, развивать эрудицию у детей, применяя прием «цель в средство», тем самым облегчая детям процесс обучения. Этого же добиваемся, развивая познавательные способности детей (внимание, восприятие, мышление, память, воображение), работая над развитием речи и воспитывая такие качества, как самостоятельность, критичность, рефлексия, гибкость ума, активность.

Средства достижения целей:

На первых занятиях очень важно сделать привлекательной форму работы кружка. Необходимо учесть все интересы детей: «польза», «тайна», «помощь», «красота», «общение», «открытие», «познание». Нужно использовать все способы привлечения детей: юмор, игры, театрализация, движение, новизна, смена впечатлений, связь с личной жизнью, соревновательность. На первых занятиях проводится диагностика интересов и мотивации познавательной деятельности. В соответствии с результатами диагностических упражнений строятся сюжеты занятий и подбираются задания, которые устраивают детей разного склада. Рекомендуется также проводить синтез. занятия , когда сюжеты сочетаются вместе с детьми. Материал взят из серии «Педагогические аспекты ТРИЗ: Нестеренко А.А. «Можно ли угодить всем: взгляд на проблему интереса в начальной школе».

Основным средством достижения целей кружка являются игры. Игры развивают все необходимые способности и качества детей: с помощью игр можно развивать познавательные способности детей, работать над содержательной частью обучения, через игру воспитываются нравственные и моральные качества, умение общаться, с помощью игры можно приучать детей к физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Таким образом, учитывая естественные интересы детей, мы воспитываем у них новые: интересы к познавательной деятельности, к жизненным делам, к науке, к труду и т.п. Занятия должны носить не просто развлекательный характер, а способствовать самовоспитанию способностей детей. В итоге ведущей должна стать целенаправленность познавательной деятельности: развитие интеллекта и эрудиции; получение знаний и умений для успешного обучения в школе, удачного участия в олимпиадах и др. мероприятиях, поступления в учебные заведения и т.д. Таким образом на кружке незаметно для детей осуществляется переход от игры к труду, как физическому (рукодельные работы и т.д.), так и умственному (решение сложных математических задач и др.)

Математика является тем опорным предметом, на котором строится программа кружка, т.к. математика лучше других предметов развивает интеллектуальные способности детей. Поэтому за основу взята программа С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой «Математика с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся». Упор делаем на 4-й блок программы, который представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся. В программе перечислены упражнения для 1, 2, 3 и 4 классов по 4 разделам:1) внимание, 2) воображение, 3) память, 4) мышление. Ориентируясь на эту программу и используя книги из серии «Вместе учимся, играем» («Развитие интеллектуальных способностей школьника», «Развитие логического мышления детей», «Развитие познавательных способностей детей», «Развитие внимания детей», «Развитие воображения детей», «Развитие памяти детей» и др.), составляем программу игр и упражнений для среднего и старшего звеньев. И вводим в программу задания на развитие восприятия, речи и творческого мышления (книги из той же серии: «Развитие восприятия у детей», «Развитие речи детей», «Развитие творческого мышления», и книги по развитию восприятия сложных явлений и социальных отношений), Необходимо так подбирать игры и упражнения, чтобы предложенные задания опережали актуальный уровень и приводили в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития, в то же время необходимо чтобы эти задания опирались на уже знакомый детям материал.

Пронизывающим стержнем программы кружка «Игротека» является такой познавательный процесс как восприятие, т.к. именно восприятие наполнено той содержательной частью программы, на которую можно опереться, развивая у детей другие познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление, речь. Например, изучая восприятие форм предметов можно подобрать упражнения на запоминание порядка следования фигур, осязательную память, на представление (воображение) форм предметов, на конструирование из фигур и т.п. В то же время принимая во внимание высказывание о развитии восприятия детей Эльконина: «Восприятие становится думающим», строим занятия так, чтобы от простого восприятия перейти к восприятию осмысленному. Таким образом осуществляем переход к логическому мышлению, используя книги по логике и программу «Логика», изучающую формы мышления (понятия, суждения, умазаключения), черты правильного мышления, правила доказательного рассуждения и т.д.

Учитывая все вышеизложенное, занятия на кружке «Игротека» строим, объединяя их общим сюжетом «Путешествие по планете Фантазия» следующим образом:

Начальные классы.

«Путешествие по стране Загадок».

Через чувственное восприятие дети изучают простые, особые и специальные признаки предметов, учатся узнавать предметы по их признакам, т.е. разгадывать загадки и по определенным правилам составлять свои. У детей развивается наглядно-действенное мышление. В Стране Загадок сказочные герои, да и сами дети, нередко что-то выигрывают или получают в подарок (возрастной мотив «Польза»).

«Путешествие по стране Понимании».

От чувственного восприятия переходим к осмысленному. В этом возрасте понятия изучаются через такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, установление связей. Во время «путешествия» дети разгадывают какие-то тайны, решают задачи, помогают сказочным героям (мотивы «помощь», «тайна»).

Среднее звено.

«Путешествие в страну Чудес»

Через восприятие сложных явлений развиваем причинно-следственное мышление. Дети изучают логику, учатся делать из суждений умозаключения, решают логические задачи и головоломки. В этой прекраснейшей стране дети наслаждаются природой, искусством и сами пробуют создать что-то свое, такое же прекрасное (мотив «Красота»).

«Путешествие в страну Счастья».

Продолжаем изучать логическое мышление, играя в логические игры в коллективе, т.к. в этой стране дети учатся общению (восприятие социальных явлений). Начиная блуждать по дебрям познания самого себя и окружающих, они, в конце концов, выходят в долину добра и радости (мотив «Общение»). Детей обучаем доказательному рассуждению.

Старшие классы.

«Путешествие в страну Эврика».

Через развитие эвристического мышления закрепляются все виды познавательной деятельности. Дети пытаются разгадывать неразгаданное, решать проблемные ситуации, делать открытия.

В 11 классе – «Решение нестандартных задач выпускных и вступительных экзаменов по математике». На таких занятиях прорешиваются задания, которые даются на вступительных экзаменах в различные учебные заведения.

1-й год обучения

(или 2-й)

1) Вводное занятие, диагностические упражнения 1,5ч.

2) Восприятие цвета оттенков, сочетания цвета, рисование, 6

восприятие картин.

3) Восприятие форм, классификация, сериация фигур, замещение 10,5

предметов, комбинирование форм. Объемные фигуры.

4) Восприятие величин обследования, измерения, изучение 6

параметров величины, выстраивание рядов. Развитие глазомера

и меткости.

5) Восприятие пространства, изучение параметров, восприятие 10,5

объемности, глубины, удаленности, расстояний, направлений.

Восприятие пространства через движение и энергетическое

восприятие. Развитие ловкости, точности движений и поз.

6) Восприятие времени, длительность времени, частота событий, 15

последовательность событий, ритмы. Исторические события.

Планирование будущего.

7) Итоговое занятие, диагностические упражнения. 1,5

2-й год обучения

(или 1-й)

1) Вводные занятия. Диагностика мотивации познавательной 3 ч.

деятельности. Исследование ощущений. Особые и специальные

признаки.

2) Восприятие температуры, измерение, состояние веществ. 4,5

3) Восприятие качества поверхности, изучение веществ, химичес- 6

кие и физические свойства, тренировка чувствительности

на осязание.

4) Восприятие тяжести, взвешивание, классификация и сериация 6

по весу. Узнавание предметов на ощупь и взвешивая в руках.

5) Развитие моторики рук, рисование по заданию, работы с бумагой 6

и ножницами, др. виды ручного труда.

6) Восприятие вкуса, вкусовые эталоны, развитие чувствительности, 4,5

правильное питание, сервировка стола.

7) Восприятие запаха, характеристика запахов, ассоциации 4,5

с другими ощущениями.

8) Восприятие звуков, звуки природы, музыкальные звуки, звуки 9

речи, правильное звукопроизношение.

9) Восприятие эмоций, настроение социальных явлений, ощущение 6

биологической энергии внутри себя (6-ое чувство)

10) Итоговое занятие 1,5

3-й год обучения

(или 4-й)

1) Вводное занятие, диагностика 1,5

2) Непреднамеренное и преднамеренное восприятие. Правила 4,5

восприятия. Свойства восприятия: объем, обобщенность,

целостность, константность, осмысленность.

3) Анализ предметов и понятий, расчленение на составные части 7,5

узнавание по частям и признакам.

4) Особые характеристики: физические, химические, назначение, 3

использование и др.

5) Количественные характеристики, восприятие чисел и количества, 9

понятие о сохранении количества, задачи с вычислениями и

с экономическим содержанием.

6) Узнавание предметов по особым характеристикам, в затруднен- 7,5

ных ситуациях и по словесному описанию. Грамматическое

построение описательных текстов, конструирование слов, фраз,

текстов.

7) Синтез, конструирование из геометрических фигур, мозаичные 7,5

игры, творческие конструкторские игры, различные головоломки.

8) Комбинаторные и логические задачи, числовые головоломки. 9

9) Итоговое занятие. 1,5

4-й год обучения

(или 3-й)

1) Вводное занятие 1,5

2) Восприятие признаков и свойств, выделение существенных, 3

абстрагирование.

3) Сравнение предметов. 3

4) Группировки (обобщение), исключение лишнего, выявление 6

закономерности, построение по аналогии. Классификация

предметов.

5) Понятие. Объем и содержание понятий, виды понятий: 9

единичные, частичные, общие и всеобщие; конкретные и

абстрактные, относительные, собирательные.

6) Определение понятий через род и видовое отличие. Приемы 4,5

сходные с определением понятий.

7) Установление и анализ отношений между понятиями: род-вид, 4,5

рядоположенность, порядок следования, противоположность,

функциональные отношения, часть-целое, причина-следствие.

8) Совместимые и несовместимые понятия. 4,5

9) Языковые формы выражения понятий, пополнение словарного 3

запаса.

10) Задания на закрепление знаний отношений. 3

11) Задания с нетрадиционно поставленными вопросами, 4,5

с различными вариантами решений.

12) Построение простейших умозаключений и доказательств. 3

13) Итоговое занятие. 1,5

5-й год обучения

(или 6-ой)

1) Вводное занятие, диагностика. 1,5

2) Восприятие природы. Осведомленность: растения, животные, 12

погода, рельеф, минералы и др. Установление причинно-

следственных связей. Экологическое восприятие природы.

Поделки из природного материала. Произведения искусства

о природе.

3) Восприятие литературных произведений. Литературные викторины 10,5

Сюжеты, герои, события. Театральное искусство. Сочинительство.

4) Восприятие живописи. Способы художественного изображения. 7,5

Правила и приемы анализа картин, рассматривание, узнавание.

Творчество в живописи.

5) Восприятие музыки. Образы и элементы музыкальных произве- 10,5

дений, параметры, сравнение с окружающей действительностью,

передача настроения,, музыкальные инструменты, движение под

музыку. Творческая деятельность.

6) Восприятие сложных движений. Танцы. Подвижные и спортивные 7,5

игры. Дневник физического совершенствования. Мышечное

расслабление.

7) Итоговое занятие. 1,5

6-ой год обучения

(или 5-й)

1) Вводное занятие. Диагностика. Повторение темы «Понятия» 3

2) Суждение. Простое суждение и его состав. Виды простых суждений. 19,5

Сложные суждения и его виды. Образование сложных суждений

из простых. Условия истинности. Способы отрицания.

3) Умозаключение, структура. Понятие логического следования. 18

Дедуктивное умозаключение. Понятие о силлогизмах и соритах.

Индуктивное умозаключение. Умозаключения по аналогии.

4) Основные черты правильного мышления. Понятие о логических 3

законах правильного мышления.

5) Логические задачи, требующие построения цепочки рассуждений. 6

6) Итоговое занятие. 1,5

7 год обучения

(или 8-й)

1) Вводное занятие. Карта интересов. Восприятие социальных 1,5

явлений.

2) «Я и Я» Отношение к себе, психологический автопортрет. Черты 10,5

характера. Правила честности и доброты. Развитие смелости и

уверенности в себе. Азбука нравственного воспитания. Дневник

самосовершенствования.

3) «Я и мое тело». Физические упражнения, направленные на 3

преодоление замкнутости, пассивности, скованности. Развитие

языка жестов, мимики, пантомимики.

4) «Я и мои эмоции». Умение осознавать свои эмоции и распознавать 1,5

эмоции других людей. Способы повышения настроения.

5) «Я и другие». Межличностные отношения. Понимание индивиду- 9

альных особенностей других людей. Характеристики темперамен-

тов. Основные методы обращения с людьми. Чувство общности,

правила дружбы. Игры в компании.

6) Культура деятельности, правила хорошей работы. 1,5

7) Культура общения. Устная и письменная речь. Правила поведения. 7,5

Речевой этикет. Правила беседы. Умение спорить.

8) Культурно-гигиенические навыки. Эстетическое восприятие 4,5

окружающего. Азбука моды из прошлого и будущего.

9) Ритмы жизни. Эмоциональное восприятие окружающего. Энерге- 9

тическое восприятие: главные энергетические потоки, защита от

энергоинформационных поражений.

10) Итоговое занятие. 1,5

8 год обучения

(или 7-ой)

1) Вводное занятие. Карта интересов. 1,5

2) Доказательство. Аргументация как основание доказательства. 3

Доказательство и убеждения.

3) Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. 16,5

Прямое и косвенное доказательство и его разновидности.

Правила логического рассуждения по отношению к тезису,

к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки,

софизмы и паралогизмы.

4) Искусство спорта, определение. Разновидности спора: полемика 9

и дискуссии. Некорректные приемы ведения спора. Спор как

средство достижения истинности.

5) Применение доказательств в математике. 6

6) Математические задачи. Решение уравнений и систем 13,5

уравнений.

7) Итоговое занятие. 1,5

9 год обучения

(или 10-й)

1) Вводное занятие. Эвристическое мышление. 1,5

2) Восприятие мира в целом, формирование мировоззрения. 6

Понимание мировых течений на энергетическом уровне.

3) Человек и природа. Предназначение человека. Ценность 4,5

человеческой жизни. Физическое здоровье, ритмы жизни.

4) Индивид и личность. По ступенькам развития личности. 4,5

Природа нравственности и ее основание, сравнительный

анализ этических систем.

5) Жизненные планы, управление собственной судьбой, программа 10,5

на эффективность собственных действий, на удачу и везение.

Техника обретения абсолютной уверенности в себе.

Психологические и энергетические приемы, настраивающие

окружение на содействие.

6) «Творчество, интуиция, сила». «Теория сильного мышления». 4,5

Приемы решения исследовательских задач.

7) Гипотезы, виды гипотез, построение гипотезы и этапы ее 9

развития. Основной способ подтверждения гипотез. Прямой

и косвенный способы доказательства гипотез. Способы опровержения

гипотез.

8) Учебно-научная речь. Художественная речь (в сравнении 9

с научной). Изобразительные средства, активизация словаря,

грамотное построение словосочетаний, предложений и текстов.

Творческие пересказы, изложения, сочинения.

9) Итоговое занятие. 1,5

10 год обучения

(или 9-й)

1) Вводное занятие. Познавательные процессы. 1,5

2) Внимание. Непроизвольное, произвольное, после произвольное . 13,5

Свойства внимания: объем, устойчивость, распределение,

переключение. 10 правил самоорганизации внимания.

Избирательность внимания. Наблюдательность. Внимание и

память.

3) Память. Виды памяти. Природа и культурная память. Анализ 12

запоминаемого материала. Способы запоминания. Дифференциро-

вание задач запоминания. Кратковременная, долговременная и

оперативная память. Законы памяти. Правила сохранения знаний.

Свойства памяти. Творчество в организации внимания и запоминания.

4) Воображение. Воссоздающее и творческое воображение. 6

Пространственное воображение. Стереометрические задачи.

5) Решение задач с помощью генерирования идей, оценки событий 9

с разных сторон. Игры и задачи «открытого» типа, решение

нестандартных задач, решение проблемных ситуаций. Проблемные

ситуации с размытыми границами. Теория решения изобретательских

задач.

6) Решение нестандартных математических задач. Уравнения, 7,5

неравенства, планиметрические задачи.

7) Итоговое занятие 1,5

11-й год обучения

1) Вводное занятие. Подготовка к экзаменам. 1,5

2) Функции, графики функций. 3

3) Решение алгебраических уравнений. 7,5

4) Системы алгебраических уравнений. 6

5) Алгебраические неравенства. 9

6) Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. 4,5

7) Тригонометрические функции, тождества, уравнения и неравенства. 7,5

8) Текстовые задачи. 4,5

9) Начала анализа. 1,5

10) Целые числа, их свойства. 1,5

11) Нестандартные задачи. 3

12) Итоговое занятие. 1,5

Категория: планы и программы | Добавил: mychildren
Просмотров: 3903 | Загрузок: 330 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]