Вторник
24.10.2017
05:25
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
C какой целью вы выходите в Интернет?
Всего ответов: 1211
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » по физике

выступление на защите проекта по зрению
[ Скачать с сервера (65.5Kb) ] 05.01.2010, 21:04
Моя работа называется: «Исследование свойств глаза и создание программы корректировки зрения с помощью специальных упражнений» Причинами, по которым я обратилась к этой теме, были: Во-первых, интерес к самой теме «Оптика» на уроке и внеклассных занятиях по физике. Во-вторых, плохое зрение у родных, и, как оказалось, у более 50% населения Земли. Поэтому у меня появилось огромное желание содействовать улучшению зрения хотя бы у окружающих меня людей. В-третьих, мне всегда хотелось понять, почему все видят по-разному, и что можно назвать дефектами глаз, а что нормой. А также я хотела разгадать оптические иллюзии и оптические фокусы, в большом количестве присутствующие в литературе и интернете. Целью моей работы, стало осуществление моего желания, чтобы окружающие люди регулярно исследовали свое зрение и проводили занятия по его улучшению Чтобы прийти к этой цели, я должна была выполнить следующие задачи: v Изучение теоретического материала по теме. Цель этой задачи: классификация свойств глаз и их дефектов для дальнейшего более тщательного исследования. v Создание комплекса заданий для исследования глаз, их проверки на наличие дефектов и упражнений для корректировки зрения. v Запуск проекта в действие: распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции. В соответствии с этими задачами наметились и этапы реализации проекта: 1 этап Изучение теоретического материала и экспериментирование. Я провела эксперименты, подтверждающие законы оптики. Дело в том, что я не привыкла верить на слово, стараюсь все проверить. Сейчас вы видите знаменитый эксперимент по визуальному поднятию монеты при наливании воды. С помощью обыкновенной расчески и вогнутой и выпуклой линз я получила собирающиеся и рассеивающиеся лучи и поэкспериментировала с ними. Кроме того я изготовила для своего племянника такие игрушки как солнечные часы, калейдоскоп, волчок с исчезающими цветными секторами, показала, как может исчезать и появляться какой-либо текст. Далее я изучила само строение глаза, сравнила строение глаз человека и различных животных и рассмотрела глаз с биологической и физической точек зрения. Для того, чтобы лучше понять физическое действие глаза, я рассмотрела обычный фотоаппарат, сделала его модель. Изучила также историю развития учения о зрении, почитала об ученых, которые внесли свой неоценимый вклад в эту область науки. Особо меня заинтересовали учение Леонардо да Винчи и Мариотта. Особенно, тот момент, когда Мариотт в присутствии короля и его придворных показал, как они могут ви­деть друг друга без головы. Это из-за присутствия на сетчатке слепого пятна, на котором нет изображения. Я же вам предлагаю такое задание (распечатка), рассматривая левым глазом крестик в правой части фигуры, мы на некотором расстоянии не увидим вовсе черного кружоч­ка, хотя будем различать обе окружности. 2 этап. Создание программы для изучения свойств и дефектов глаз, коррекции зрения. Я остановилась на 6 свойствах глаза: 1. Острота зрения - это способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке. Всем известна специальная таблица для определения остроты зрения. Но когда вы одни, пользоваться этой таблицей неудобно, поэтому я предлагаю способ попроще. Достаточно одного ряда букв, а вам нужно будет подходить или отходить, и в тот момент, когда буквы становятся неразличимыми, замерьте расстояние. По таблице расстояний вы сможете определить своё зрение. Другой способ определить есть ли у вас нарушения с остротой зрения: Посмотрите на этот рисунок. Если Вы лучше различаете буквы на красном фоне можно предположить наличие близорукости, если на зеленом - то больше данных за дальнозоркость. 2. 2 свойство – Аккомодация – это свойство глаза, обеспечивающее четкое восприятие разно удаленных предметов. Для проверки этого свойства я предлагаю следующие упражнения: 1) Посмотрите одним глазом на карандаш (ручку или палец), расположенный на расстоянии 20—30 см от глаза на фоне удаленного предмета. Четко ли виден удаленный предмет при рассматривании карандаша? Затем переведите взгляд на удаленный предмет. Четко ли виден карандаш при рассматривании удаленного предмета? 2) Приближайте медленно к глазу печатный текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимы. Измерьте расстояние от глаза до книги. Чему равно расстояние до ближайшей точки аккомодации ва­шего глаза? Это расстояние зависит от возраста. Проведенные мной исследования показали, что у людей близоруких и имеющих склонность к близорукости ближайшее расстояние аккомодации меньше, чем в этой таблице. Я этот факт так же предлагаю использовать при исследовании остроты зрения. То есть, если у вас расстояние получается меньше, то у вас склонность к близорукости. И наоборот. 3. 3 свойство: Инерция зрения – это способность некоторое время сохранять результат светового воздействия на глаз и, таким образом, накапливать результаты таких воздействий за некоторое время. Проверить это свойство можно следующим образом: Глядя на эту фигуру, двигайте ее вправо и влево. Вам по­кажется, что глаза на рисунке перебегают из стороны в сто­рону. Или другой вариант: посмотрите на это изображение луча проектора. Видите ли вы его теперь. (показ с помощью линейки) 4. 4 свойство: Светочувствительность – ощущение действия электромагнитного излучения на светочувствительные элементы сетчатой оболочки глаза. Большую роль при этом играет способность к адаптации зрачка и чувствительности сетчатки глаза. Предлагаю проверить скорость адаптации зрачка по времени изменения диаметра зрачка. Для этого закрываем глаза на некоторое время (или посмотрим на что-то черное), после чего открываем (или поворачиваемся к свету) и смотрим, за какое время размеры зрачка изменились. (Чем быстрее это происходит, тем лучше) Если диаметр зрачка не изменяется, у вас серьезные нарушения и надо обратиться к врачу. Для проверки чувствительности к свету сетчатки нужно засечь время и зайти в помещение, в котором можно создать полную темноту. Когда станут различимы детали комнаты, можно будет посмотреть, сколько времени прошло. Опять же, чем меньше времени уйдет, тем лучше. Существует еще такое понятие как низший предел светочувствительности Для его определения нужно зайти в помещение, где создана полная темнота. После чего начать через щели постепенно освещать эту комнату (потихоньку увеличивая освещение в соседней комнате). Я это делаю с помощью настольной лампы, у которой можно плавно увеличивать освещенность. Чем быстрее мы начинам различать предметы обстановки, тем больше предел нашей светочувствительности. Я создала на переключателе моей настольной лампы шкалу светочувствительности, по которой провожу измерения этого свойства глаза у своих родных и подруг. 5. Цветочувствительность - чувствительность глаза к излучению различной длины волн Различать цвета мы можем только при относительно хорошей освещенности. В полутьме и красный флаг и зеленая листва представляются одинаково серыми, цветовые различия стираются. Отсюда такое понятие, как низший порог цветового ощущения, который можно определить с помощью той же описанной мной лампы, фиксируя теперь тот момент, когда мы начинаем различать не просто предметы, но и их цвет. Оказывается, существует и высший порог цветового ощущения, когда, наоборот, сильно освещаемый предмет теряет свой цвет. Проверку цветоощущения можно осуществить по «Таблицам Рабкина». Для этого нужно определить, что нарисовано квадратах. Чем больше неправильных ответов, тем сильнее нарушение цветоощущения 6. Стереовидение - это объемное восприятие пространства благодаря зрению двумя глазами. Достоверность пространственных впечатлений при зрении одним глазом невелика. Возьмите в обе руки по карандашу, закройте один глаз и попробуйте свести карандаши остриями встык. (или просто пальцы рук). В большинстве случаев это сразу не удается. Стереоизображения начали применять в голограммах (объемных картинках, полученных с помощью светового луча) и трехмерном кино. Предлагаю вам следующие эксперименты: 1. Мозг поочередно обрабатывает изображения, получаемые от глаз. Мы можем узнать, изображение какого глаза наш мозг обрабатывает в первую очередь. Вырежем круг диаметром 3 см на прямо­угольном листке бумаги. Вытянем руку вперед и посмотрим на какой-либо объект через отверстие. Не отрывая глаз от объекта, медленно приблизим листок к лицу. Листок окажется рядом с тем глазом, который видит первым. 2. Посмотрим одним глазом в картонную трубочку. Поместим руку рядом с трубочкой, ладонью к себе. Откроем оба глаза. Кажется, что в руке дырка. 3. Разрежем рисунок (4 см - ширина, 6 см -длина) на 2 части. Поместим их с разных сторон от пунктирной линии. Приблизим лицо к рисунку: появляется единая картинка. 4. Расположим указательные пальцы горизонтально на расстоянии 1 см друг от друга и на расстоянии 30 см от глаз. Зафиксируем взгляд на пальцах. Мы увидим очень необычные пальцы! Представление о развитии бинарного зрения можно получить и с помощью упражнения «Определи расстояние» (размер). Чем точнее испытуемый определяет расстояние, тем лучше развито у него бинарное зрение. С помощью этого упражнения можно исследовать ваш «глазомер». Кроме того я предлагаю для проверки стереовидения использовать специальные картины «фантомашки», определяя сколько уходит времени, чтобы увидеть объемную картинку. С помощью этих картинок можно тренировать своё объемное зрение. Кроме свойств глаз я рассмотрела, какие могут быть дефекты глаз: близорукость, дальнезоркость, катаракта (помутнение хрусталика), пресбиопия (уменьшение аккомодации – подвижности хрусталика), глаукома (атрофия зрительного нерва), косоглазие, кератоконус (коническая форма роговицы), амблиопия («ленивый глаз»), астигматизм (искривления роговой оболочки или поверхности хрусталика), заболевания сетчатки и мн. другие Для проверки зрения на астигматизм можно выполнить следующие упражнения: В случае, если глаз имеет астигматизм (каждый глаз проверяется отдельно), вертикальные или горизонтальные линии или некоторые линии между ними кажутся чёткими и чёрными, а линии, расположенные под прямым углом к ним, кажутся менее тёмными. Астигматизм может причинить головные боли и создавать расплывчатость, в особенности, если читать длительное время подряд. Можно проверить свои глаза и на наличие патологии центральной части сетчатки ("желтого пятна") Тест Амслера: Картинка должна располагаться на расстоянии примерно 30 см от Ваших глаз. Прикройте один глаз рукой, а другим смотрите на черную точку в центре картинки в течение нескольких секунд. Потом прикройте другой глаз. Вы должны понаблюдать: Все ли линии сетки ровные? Нет ли серых пятен и искривлений? 3 Этап. Запуск проекта в действие: распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции. На данный момент мне удалось запустить программу на школьном сайте, а чтобы она была действенна, я провела обучающие занятия в Пошатовской и Мотовиловской школе, как пользоваться заданиями на сайте. И сейчас уже многие пользователи стали писать комментарии к каждому заданию, о том, что у них получилось. Для тех, у кого нет выхода в Интернет, но есть компьютер, я создала программу в Power Point, в которой на первой страничке имеются ссылки на свойства и возможные дефекты глаз, далее в каждом свойстве ссылки на упражнения и задания. Сейчас я начала подробнее изучать язык программирования V.Basic и планирую именно с помощью его создать хорошую программу по проверке и коррекции зрения с помощью упражнений. И, наконец, для тех, у кого нет компьютера, я создала печатный вариант, где также описываются задания и упражнения для тренировки глаз. Еще одно важное заключение, которое я получила в этой работе, состоит в том, что процесс видения не за­канчивается формированием изображения на сетчатке, а по сути только начинается с этого. Основной — решающий — этап происходит в мозгу, перерабатывающем полученную от глаза информацию и создающем окончательный образ увиденного объекта. Влияние на зрительный образ сознания можно продемонстрировать на многих интересных опытах под названием «обман зрения». Запуск проекта показал, что тема эта очень актуальна, и я надеюсь, что в процессе реализации проекта как можно больше людей смогут задуматься о здоровье своих глаз, у них будет возможность регулярно проверять свое зрение и при необходимости вовремя обращаться к врачам, они будут систематически выполнять специальные упражнения для глаз. С этой же целью я и выступаю сегодня перед вами. Будьте здоровы и спасибо за внимание!

Категория: по физике | Добавил: mychildren
Просмотров: 1991 | Загрузок: 344 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]