Вторник
06.12.2016
15:12
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2669
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » по физике

1 урок по физике 7 класс
[ Скачать с сервера (48.0Kb) ] 03.09.2010, 10:27
1 урок Что изучает физика. Физические явления.   Рекомендации: На первом уроке рассказывают, что изучает наука физика, как она возникла и какое большое значение имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека. Современную физику определяют как науку, изучающую «простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики, ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений»             Разумеется, дать учащимся сведения в столь общем виде на первом уроке невозможно. Будет достаточно, если ученики на конкретных примерах и выразительных опытах получат самые первоначальные представления о том круге явлений, которые изучает физика (механические, тепловые, электрические, магнитные, оптические).             Надо, однако, иметь в виду, что на первом уроке существует опасность показа излишне большого числа эффектных опытов, которые отвлекают от основной темы и служат невыгодным контрастом для материала последующих уроков. При демонстрации опытов надо обратить внимание на то, что их главная цель – установление причинно-следственных отношений в физических явлениях.   Изложение материала можно вести примерно в следующем плане.   Организовать торжественное вхождение в «храм науки», с рассматриванием оформления у входа. На каждом уроке мы будем изучать большой объем материала, поэтому старайтесь быть внимательными, когда я вам буду что-то рассказывать. Иначе можете пропустить что-то важное и чего-то недопонять, и тогда у вас могут возникнуть проблемы, а соответственно и более низкие оценки. Главное, не отвлекаться на уроках, соберите свою силу воли в кулак, и тогда вам все будет понятно, и каждый из вас будет иметь только отличные оценки. (Психологический настрой на положительный результат, воспитательная задача – сила воли, внимательность)   Открыть тетрадь      Запись в тетради: Число, на полях будем делать дополнительные записи: принести две тонкие тетради. Сказать, что очень серьезно буду относиться к оформлению тетрадей. (Воспитывающая задача – ответственность, аккуратность). В конце каждого раздела буду собирать на проверку.    Тема нашего сегодняшнего урока «Что изучает физика. Физические явления».   Учащимся сообщают, что с древних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы.     Фронтальное задание (заочный тест на познавательный интерес): Давайте отправимся в путешествие в прошлое и представим себя на месте первобытных людей. Что бы вас могло заинтересовать?       Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе. Сначала это были просто философские рассуждения. (Рассказать о древних мыслителях, можно вспомнить мультфильм об Архимеде и др.  Рассказать о простейших механизмах древности) Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает «природа» (Рассказать об Аристотеле). Природа – это вода, земля, леса, горы, воздух, животный и растительный мир, различные окружающие нас предметы. Познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку – задача многих наук, в том числе и физики.      Запись в тетради: Физика – наука о природе   Достаточно ли такого высказывания для определения? Объяснить, как грамотно давать определения (Развивающая задача логика)          Наша сегодняшняя задача: выяснить, чем отличается физика от других наук о природе: географии, биологии, зоологии. (О связи с другими науками – раздать напечатанный материал, о вклеивании в тетрадь дополнительного материала – воспитательная задача – приучение к порядку)               Вернемся в прошлое: (Следует показать, какими неожиданными, интересными и важными для человека свойствами обладают окружающие нас тела, для этого можно использовать следующий пример.) Тысячи лет назад обнаружили свойство некоторых видов железной руды притягивать стальные и железные предметы.      Демонстрации: Ученикам показывают притяжение магнитом железных опилок, гвоздей       Свойство магнита, подвешенного на нити или помещенного на острие, показывать одним концом на север, а другим на юг было использовано для устройства компаса, который в значительной мере способствовал развитию мореплавания и великим географическим открытиям. Однако самые интересные свойства магнита стали известны только тогда, когда его изучением по-настоящему занялись ученые-физики. Было, например, обнаружено, что магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться. А знаменитый английский физик Майкл Фарадей установил, что с помощью магнита можно получить электрический ток.          Демонстрации: Здесь можно показать магнитоэлектрическую машину, обратив внимание на ее магниты, и зажечь с ее помощью электрическую лампочку.      В настоящее время все промышленное производство электроэнергии основано преимущественно на явлении, открытом Фарадеем. (Довести цепочку рассуждений до бытовых приборов, сотового телефона)          Другой при мер: изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел. Физика объясняет и географические явления, и многие явления в биологии.  (привести примеры, настроить детей на мероприятие «Её величество физика – царица наук»)       Запись в тетради: Физика – это наука о природе, изучающая простые и вместе с тем общие свойства окружающего нас мира.  (подчеркните слово общие, вернуться к овладению умения давать определения)                  Далее обращают внимание учащихся на то, что нас окружает большое разнообразие предметов (стол, стул, ученическая линейка, автомобиль, космический корабль, Луна, Солнце и т.д.), сообщают, что все эти и другие предметы в физике называют физическими телами. Отличие понятий: тело и вещество.     Тренировочные упражнения:       .          Записи в тетради: Физическое тело – любое из окружающих нас предметов. Вещество – то, из чего состоят физические тела.        Всё существующее в мире – физические тела; наша Солнечная система, газовые и пылевые облака, находящиеся в космосе (это мы будем проходить по астрономии в старших классах), бесконечное множество миров Вселенной – все это материя.   Запись в тетради:  Материя – это то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. Науке известны два вида материи: вещество и поле. Тела, состоящие из вещества, человек может видеть, осязать. Мельчайшие частицы, из которых состоят тела, мы уже не видим невооруженным глазом (без микроскопа), но можем судить об их существовании по другим воздействиям на наши органы чувств (воздух). Отдельные частицы, невидимые простым глазом, можно увидеть в микроскоп (прибор). Когда тела взаимодействуют на расстоянии (не соприкасаясь, например, магниты), это значит, что между ними присутствует поле, с помощью которого и осуществляется это воздействие. Поле тоже можно обнаружить по его воздействию на другие тела или с помощью приборов. То есть о реальном существовании материи и ее разнообразных свойствах мы судим  по ее воздействию на органы чувств и приборы.      Запись в тетради: Вещество и поле – два вида материи. С помощью поля осуществляется воздействие тел на расстоянии. Движение – основное свойство материи. (Под движением понимается любое изменение, происходящее с материей). Таким образом, со всеми физическими телами происходят изменения. Например, автомобиль перемещается, вода испаряется или замерзает. Подобные изменения называют физическими явлениями. Дождь, ветер, снег, молния, гром, смена времени суток, смена времен года также примеры физических явлений.         Запись в тетради: Физические явления – это изменения, происходящие в окружающем нас мире. Существуют: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления.        Затем на конкретных примерах и опытах вводят понятие о механических, тепловых, электрических и оптических явлениях, которые изучаются в физике.         Демонстрации: 1. Как пример простого механического явления показывают движение шарика по желобу. Обращают внимание учеников на то, что и оно таит в себе любопытные свойства: оказывается, если конец желоба изогнуть в виде кольца, то шарик сделает «мертвую петлю». 2. В качестве примера тепловых явлений можно показать эффектный опыт со спирометром, поясняющий принцип действия двигателя внутреннего сгорания. 3. Далее приводят примеры электрических явлений: молния (показать разряд на электрофорной машине), свечение электроламп и др.; отмечают, что электрические явления особенно широко изучают в современной физике и используют в технике. 4. Световые явления можно продемонстрировать, поместив перед свечой или электрической лампочкой линзу и получив на экране изображение.             Явления природы взаимно связаны и обуславливают друг друга.   Запись в тетради: Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.  В процессе изучения физики вы будете находить причины возникновения физических явлений и закономерности их развития.      Фронтальное задание: (Развивающая задача – логическое мышление) Пояснить на простейшем задании на обнаружение закономерностей (из «Игротеки», показать, где подобные задания можно брать).             На конкретных примерах показывают роль физики в жизни человека, в развитии техники. Вот некоторые из них: 1. Мы широко пользуемся электрическими приборами: утюгами, плитками, чайниками, холодильниками, пылесосами. Создание этих приборов было подготовлено изучением электрических явлений и свойств различных материалов. 2. Мы гордимся нашими реактивными самолетами, летающими быстрее звука. Создание их было бы невозможно без изучения физиками тепловых, механических, электрических и других явлений. 3. Трудно представить нашу жизнь без телевидения, телефонов, компьютеров изобретением которых мы также обязаны физике. 4. В современной технике широко внедряют автоматическое управление машинами и механизмами (стиральная и посудомоечная машины…), основанное на применении многих достижений физики, математики и других наук.   В процессе изучения физики вам многое станет понятнее из жизни. Например, почему мы падаем, когда автобус тормозит…  (свои вопросы – проверяется умение видеть проблемные ситуации – заочный тест)             Следует подчеркнуть, что развитие физики осуществлялось благодаря самоотверженному труду ученых многих стран, среди которых работы отечественных физиков занимают почетное место. (Воспитательная задача – патриотизм) Необходимо рассказать учащимся о выдающихся отечественных ученых: М.В. Ломоносове, А.С. Попове, Н.Е. Жуковском, К.Э. Циолковском, И.В.Курчатове, С.П.Королеве, о работах и изобретениях П.Н.Яблочкова и А.Н. Лодыгина, о бессмертном подвиге Ю.А.Гагарина. Желательно показать книги, в которых описана жизнь и деятельность выдающихся ученых, с тем, чтобы с первых уроков побуждать учащихся к чтению дополнительной литературы. (Напечатанный материал, рассказать о рефератах, показать образцы, писать, если появится желание рассказать о каком-либо ученом, внесшем свой вклад в изучаемый раздел физики)             В воспитательных целях (упорство, трудолюбие) важно подчеркнуть, что поиски ученых, так же как и изучение физики на уроках в школе, - это большой, напряженный труд. Десять лет напряженного труда потребовалось Фарадею для того, чтобы получить электрический ток с помощью магнита; тысячи опытов были проведены Лодыгиным и Эдисоном, пока им удалось сделать пригодную для освещения электрическую лампочку.   О планах на уроках физики – работа по карте «Дерево познания» (Метод: дедукция)             Тест на мотивацию «Ёлочки», тест «Алфавит» на дом – записать на полях.             Обзор того, что прошли на уроке с использованием учебника.  (Знакомство с учебником) Домашнее задание: читать п. 1,2,6, отвечать на вопросы устно (развивающая задача – развитие речи), по тетради учить наизусть (развивающая задача – память).    
Категория: по физике | Добавил: mychildren
Просмотров: 3883 | Загрузок: 519 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]