Воскресенье
04.12.2016
02:51
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2669
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » по физике

2 урок Опыты, наблюдения, измерения физических величин.
[ Скачать с сервера (38.0Kb) ] 06.09.2010, 10:26
Сегодня у нас с вами будет много самостоятельной работы. Это значит, вы сами каждый на своем месте будете выполнять данные вам задания. Поэтому вы должны внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить, тогда вы сможете справиться с моими заданиями самостоятельно, и в конце урока за это каждый из вас получит хорошую оценку. (Психологический настрой)   Проверка домашнего задания. Выполнение проверочных заданий. (Фронтальная и самостоятельная работа)   Главная цель нового материала – дать учащимся понятие о методах изучения физических явлений.   Запись в тетради: тема «Опыты, наблюдения, измерения физических величин» Для изучения многих явлений в физике используют наблюдения. Например, наблюдают такие явления природы, как радуга, полярное сияние, молния, солнечное и лунное затмения. Фронтальное задание: Что еще можно наблюдать в природе? (Развивающая задача – наблюдательность)         Запись в тетради: Наблюдения - ?   Однако наблюдения не всегда могут удовлетворить ученых: часто они бывают кратковременными (молния). Их не всегда и не везде можно наблюдать (полярное сияние, затмения). Поэтому для изучения многих явлений в физике ставят специальные опыты, проводят экспериментальные исследования.    Запись в тетради: Опыт(Эксперимент) - ?          С помощью эксперимента были изучены, например, многие свойства молнии, которую в миниатюре можно воспроизвести и в школьном физическом кабинете (вспомните из прошлого урока, рассказать об опытах Ломоносова по картине) с помощью электрофорной машины. Все опыты, показанные на первом уроке, также служат примерами физического эксперимента.           Запись в тетради: Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану.   Гипотеза – это предварительные догадки о том, как протекает явление.        (Пояснить)   Рассказать об экспериментировании ученых (о Галилее, из книги)          Фронтальный эксперимент: ?  подвести к необходимости измерений. Физика – наука экспериментальная, а физический эксперимент почти всегда связан с измерениями, от качества которых в огромной степени и зависит его успех. Выдающийся ученый Д.И. Менделеев говорил: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, точная наука немыслима без меры».   Давайте определимся, что такое качественные, а что такое количественные характеристики физических тел:  Физические тела отличаются друг от друга различными признаками. Например, окружающие нас предметы различаются по форме, размерам, цвету, запаху. Одни тела тяжелые, другие легкие; одни упругие, например, резиновый жгут, другие хрупкие, например, стекло.  Фронтальное задание: Задания на восприятие, таблица - перечень признаков- с «Игротеки». (Развивающая задача – восприятие) Обратить внимание детей на стенд «Учись учиться» (Воспитательная задача – самостоятельность).      Фронтальный эксперимент: Желательно на данном уроке выполнить следующую работу с раздаточным материалом. Раздать учащимся 2 набора тел: одни имеют одинаковую форму, но отличаются веществом, окраской, другие изготовлены из одного и того же вещества (например, дерева), но имеют разные размеры, разную форму (шара, параллелепипеда, куба и т.д.). Ученикам предлагается охарактеризовать тела первого, затем второго комплекса, для каждого из них указать общие признаки и существенные различия.   Однако для изучения физических тел и явлений простого перечисления и описания их свойств на основе кратковременного их восприятия недостаточно. Так как физика изучает изменения этих свойств (вспомнить с прошлого урока): как, насколько. Поэтому физика, изучая различные свойства тел и явлений, стремиться характеризовать их и с количественной стороны. Количественную характеристику физического тела или явления называют физической величиной.       Запись в тетради: Физическая величина – это количественная характеристика какого-нибудь свойства тела.           Фронтальное задание: Упражнение на определение качественных и количественных характеристик тела.       Так же у нас с вами будут различаться задачи: качественные и количественные. Примеры – общее решение .   Записи в тетради  Единицы измерения длины, площади, объема.           Печатный текст для вклеивания:  Приставки к названиям единиц. (Пояснения)       Знакомство с СИ.          Общее решение: Переводы из одних единиц измерения в другие.              Запись в тетради: составление таблиц.  (Метод: индукция)      Самостоятельная работа: задания на переводы единиц измерения и на приставки к названиям единиц.  (Заочный тест – на умение работать самостоятельно)   Для того чтобы измерить физическую величину, нужно уметь пользоваться измерительными приборами. Большинство измерительных приборов имеют шкалы и указатели. Поэтому нужно уметь правильно определять значения  делений (Цену деления) шкал и отсчитывать по ним. Учащимся показывают демонстрационный метр и циферблат часов. На конкретном примере формулируют правило.           Запись в тетради: Для определения цены деления шкалы нужно от большего числа, соответствующего какому-нибудь делению шкалы, вычесть меньшее и разность поделить на число делений между цифрами.               Цену деления определяют как значение наименьшего деления шкалы прибора. Чтобы это правило лучше усвоилось, желательно на уроке предложить учащимся определить цену деления масштабной линейки, демонстрационного метра и лабораторного термометра. После этого поясняют, как предупредить при отсчетах ошибки на параллакс за счет близкого расположения указателя и шкалы, а так же за счет расположения указателя и шкалы перпендикулярно лучу зрения.         Фронтальный эксперимент  с линейками, дети сами приходят к выводу о способах наиболее точного измерения.   (Заочное тестирование на умение анализировать и делать выводы)            Показать приборы точного измерения размеров: штангенциркуль и микрометр. (Дополнительный материал для вклеивания)   И все равно неточностей не избежать. Запись в тетради:  Точность и погрешность измерений. Погрешность измерения – допускаемая при измерении неточность.        Фронтальный эксперимент: Измерение по двум линейкам с разной ценой деления.  Вывод: от чего зависит точность измерения.                  Значит, погрешность можно вычислять:  на примерах фронтального эксперимента.  В каких пределах будет истинная длина. Как это записывают. (Поясняющие рисунки на доске).           Запись в тетради:  Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.       Попробуем записать это с помощью формулы:  (объяснить, что такое дельта) Δa = ½ цены деления.  В каком интервале находится истинное значение: от а – Δа до а + Δа. Записывают. Закрепление пройденного материала в процессе подготовки к лабораторной работе: посмотреть цель, какой для этого надо знать теоретический материал. На дом учащимся можно дать следующие творческие задачи: 1. Измерить толщину листа бумаги учебника, толщину тонкой проволоки или нити (при проверке выполнения задания на следующем уроке необходимо поощрить того, кто догадался измерить толщину сразу нескольких тел, а потом разделить на их количество) 2. Придумать способ наиболее точного измерения диаметра круглой банки, бутылки. 3. Определить цену деления шкал имеющихся дома измерительных приборов: часов, термометра, пружинных весов…   Задание за дом: задания в тетради, готовиться к лабораторной работе стр. 159
Категория: по физике | Добавил: mychildren
Просмотров: 2315 | Загрузок: 382 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]