Среда
13.11.2019
00:55
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2706
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » по информатике

Проектная работа по зрению
[ Скачать с сервера (5.51 Mb) ] 27.03.2009, 10:43
Работа Алены Новиковой, представленная на конкурс проектных работ на районный конкурс. Однако, работа по теме не закончена, сейчас производится обработка результатов исследования учеников, друзей и родственников и консультации у врачей.
Это интегрированная работа по физике и информатике.
Анализ исходной ситуации  
Причины личного характера, побудившие обратиться к данной теме
1. Прошлой весной я принимала участие в экспериментах по оптике, проводившихся учеником 11 класса (он готовился к экзамену по физике). Эксперименты эти меня увлекли. И не только своей привлекательностью, но и практической направленностью, так как эта тема непосредственно связана с нашим зрением.
2. Дело в том, что мои родители носят очки: и мама, и папа. Стала использовать линзы старшая сестра. Мне кажется, стало ухудшаться зрение и у меня. Все мы много читаем и работаем за компьютером. И от этого никуда не деться. Значит надо искать пути, которые помогут нам подправить наше зрение.
3. С другой стороны, я стала обращать внимание, что зрение наше отличается не только по остроте, но и по другим параметрам. Так, например, когда я отводила взгляд от слишком яркой картинки (ядовитые цвета резали глаза), подруга спокойно смотрела и убеждала меня, что расцветка довольно таки спокойная. Другой пример: моя мама, которая все время ходит в очках, в полутемноте вообще ничего не видит, и она снимает очки, чтобы что-то видеть. А мой дядя в темноте видит в темноте очень хорошо. Возникал у меня и вопрос: почему кому-то ослепительная белизна снега в яркий солнечный день режет глаза. А кто-то относится к этому совершенно спокойно. Значит, у глаза есть кроме остроты зрения и другие свойства, которые тоже можно (и нужно) проверять и корректировать.
4. Задумывалась я и над тем вредно или нет рассматривать «фантомашки» (я с начальных классов люблю рассматривать картинки, на которых на первый взгляд нарисованы просто какие-то узоры, но если вглядеться, можно увидеть объемную картину, у меня собралась коллекция таких картин). Я всегда считала, что рассматривая эти картины, я тренирую свое зрение. Кроме того, я находила в Интернете и специальной литературе совершенно разные комплексы упражнений для глаз. Какой же из них предпочтительнее. Думаю, это как раз и зависит от индивидуальных свойств глаза. Этот моя гипотеза.
5. И, наконец, мне давно не давали покоя оптические иллюзии (обман зрения), я всегда пыталась разрешить эту загадку: почему мы часто видим не то, что есть на самом деле. Глобальные проблемы зрения населения Земли
Оказалось, заинтересовавшая меня проблема является одной из приоритетных задач во всем мире. Согласно статистике, во всем мире каждый третий плохо видит. Исследования ученых показали, что более 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-нибудь мере считать нормальным. На зрение людей возлагается тяжёлая нагрузка. В результате этого наша Земля быстро превращается в планету «очкастых». Несоответствие человеческого зрения в целом – один из самых серьёзных дефектов современной цивилизации. Представьте себе, что вы стоите на углу оживленной улицы какого-нибудь города и что вдруг все недостатки зрения превращаются в недостатки ног; тогда более 50 % пешеходов начнут хромать или будут неспособны ходить без костылей, или вынуждены будут прибегнуть к коляскам. Современная цивилизация облегчила значитель­ную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жиз­ненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза. А ведь в природе практически все живые существа не могут нормально развиваться и жить без органов зрения. При помощи очень сложного их строения, например глаз, животные и в первую очередь человек со дня рождения начинает свое существование как только они начинают видеть - воспринимать окружающий мир. Зрение возникло в процессе эволюции как приспособление организмов к окружающей среде. Живое существо не имеет более верного и сильного за­щитника, чем глаз. Видеть — значит различать врага и друга и окружающее во всех подробностях. Другие орга­ны чувств выполняют то же, но несравненно грубее и сла­бее. Глаз - это 90 % информации. Наши слова «очевидно», «поживем — увидим» равносильны тому, что видимость — достоверность. Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек поль­зовался своими глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнеч­ном свете - для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходи­ло, обязанности глаз кончались. Конечно, первобытный человек не работал целый день с предметами, расположенными вблизи глаз, и не ходил потом в панорамное кино, не смотрел телевизионные передачи в течение нескольких часов и не читал книгу далеко за полночь. Поскольку многие недостатки глаза, по-видимому, создаются нагрузкой на них и условиями, при которых глаза выполняют работу, положение может быть значительно улучшено. Однако это требует научного подхода со стороны различных групп людей и каждого человека в отдельности. Анализ ситуации и решение проблемы в нашей школе и поселке Я провела опрос учеников школы и жителей поселка, как давно они проверяли свое зрение у врача и какие свойства глаз у них при этом исследовались. Выяснилось, что периодически у учеников проверяют зрение, но только его остроту. Жители поселка в основной массе вообще не помнят, когда проверяли свое зрение. И лишь только у ребят детского дома при диспансеризации проверяли не только остроту зрения, но и наличие у них дальтонизма и других дефектов глаз. В связи с этим, я хотела бы предложить программу исследования своих глаз в домашних и школьных условиях, чтобы можно было такие исследования проводить регулярно, что позволило бы, не запускать болезни глаз, вовремя обращаться к врачу и выполнять специальные упражнения для глаз. Ведь помочь нам может в первую очередь принцип «Спаси себя сам»
Итак конечная цель моего проекта: Регулярные занятия окружающих меня людей по проверке и улучшению зрения
Задачи в процессе создания проекта:
1 Изучение теоретического материала по теме, конечная цель которого: классификация свойств глаз и их дефектов для дальнейшего более тщательного исследования.
2. Создание комплекса заданий для исследования глаз, их проверки на наличие дефектов, консультации со специалистами; систематизация материала с помощью компьютерных программ и на сайте учителя.
3. Запуск проекта в действие:  распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции.
Отсюда этапы реализации проекта
1. этап. Изучение теоретического материала
1) Изучение теоретического материала я начала с повторения материала по оптике, который мы проходили в 8 классе. Провела эксперименты, чтобы убедиться в правильности законов оптики. Изготовила простые оптические приборы. Основные положения теории и описания экспериментов изложила в приложении 1.
2) Далее я изучила материал о зрении и строении глаза с биологической и с физической точек зрения. Изученный материал я систематизировала в приложении 2.
3) Изучив свойства глаз, я составила перечень основных:
• Острота зрения - способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии.
• Аккомодация глаза - приспособление (фокусировка) глаза к видению на разном расстоянии.
• Инерция зрения - способность некоторое время сохранять результат светового воздействия на глаз
• Светочувствительность – ощущение действия электромагнитного излучения на светочувствительные элементы сетчатой оболочки глаза.
• Цветочувствительность – чувствительность глаза к излучению различной длины волн
• Стереовидение - это объемное восприятие пространства благодаря зрению двумя глазами Более подробное описание свойств можно прочитать в приложении 3.
4) Изучение дефектов глаз, какие из дефектов можно корректировать упражнениями, а какие могут исправить только специалисты. Результаты изучения дефектов глаз представлены в приложении 4.
5) В приложении 5 я собрала из различных источников комплексы упражнений для улучшения зрения. Теперь мне предстоит после моих исследований выбрать подходящие мне и моим родным.
6) В приложении 6 я собрала из различных источников интересный материал по оптическим иллюзиям: «Обман зрения» Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но выражения эти неправильны. Обманов чувств нет. Философ Кант метко сказал по этому поводу: «Чувства не обманывают нас,— не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят». Что же тогда обманывает нас при так называемых «обмане» чувств? Разумеется, то, что в данном случае судит, т.е. наш собственный мозг. Действительно, большая часть обманов зрения зависит исключительно от того, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем, причем невольно вводим себя в заблуждение. Это— обманы суждения, а не чувств. Еще два тысячелетия назад древний поэт Лукреций писал: «Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка». Значит, мы должны не только уметь правильно видеть, но и правильно рассуждать при этом. Я попыталась в 5 приложении объяснить некоторые виды «Обманов зрения».
2 этап. Создание программы для изучения свойств и дефектов глаз
Проверка остроты зрения
Для проверки остроты зрения в Интернете имеются специальные программы. Но все они сводятся к проверке зрения по таблице Сивцева—Головина. Если нет Интернета, в домашних условиях можно нарисовать более простую таблицу, состоящую из букв, соответствующих зрению 1,0 (22 пт): Ш Б М Н К Ы И И тогда зрение можно проверить по расстоянию, с которого видно буквы этой таблицы. Если мы отошли на 5 метров и эти буквы видим, то у нас и есть зрение 1,0. Если не видим, надо подойти. Я провела испытания, какие расстояния соответствуют каким строчкам таблицы Сивцева-Головина. Моя подруга видела с 5 метров 3-ю строчку снизу (острота зрения 0,8). Буквы на моей таблице она увидела с 4 метров. Папа видел 5-ю строчку снизу (острота зрения 0,6), на моей таблице с 3 метров. И т.д. В результате у меня получилась следующая таблица. Расстояние, м0,51,01,52,02,53,03,54,04,55,0 Острота зрения0,10,20,30,40,50,60,70,80,91 Таким образом, чтобы узнать остроту зрения, нужно полученное расстояние (в метрах) умножить на 0,2. Например, если шрифт начинает различаться на расстоянии 3,5 м — острота зрения равна 0,7 (3,5 х 0,2). Далее приводятся тесты, найденные в книгах и интернете.
3 этап. Запуск проекта в действие: распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции. Я предлагаю следующие действия по запуску моего проекта:
1. Предложить программу исследования свойств и дефектов глаз родным и друзьям, рассказать им об изученных мной комплексах ежедневных упражнений для улучшения зрения.
2. Распечатать и раздать в поселке программу упражнений для исследования глаз и улучшения зрения с призывом заботиться о своих глазах.
3. Организовать мероприятия в близлежащих школах, посвященное заботе о глазах, на которых показать, как пользоваться программой исследования глаз и какие упражнения выполнять для улучшения зрения.
4. Запустить программу на школьном сайте, где пользователи и гости сайта смогут проверить свое зрение по предложенным там заданиям, посмотреть комплексы упражнений, по ссылкам перейти на сайты, посвященные зрению.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта как можно больше людей смогут задуматься о здоровье своих глаз, у них будет возможность регулярно проверять свое зрение и при необходимости вовремя обращаться к врачам, они будут систематически выполнять специальные упражнения для глаз. И в результате должно остановиться такое катастрофическое ухудшение зрения, которое наблюдается сейчас. Остается добавить, что затраты для моего проекта минимальны, только на распечатку программы. Сайт, на который будет выложена программа, уже существует и активно работает, на него стали заходить не только ученики, но и выпускники, и учителя. Конечно, неплохо, если они окажут мне поддержку в моем проекте. Я надеюсь и рассчитываю на это. Выводы: Глаз, созданный природой, является великолепным физическим прибором. Возможности различать десятки тысяч цветовых оттенков, видеть на далеком и близком расстояниях, ощущать двумя глазами объемные отношения предмета, чувствительность к весьма незначительным световым интенсивностям — все это свойства, которые сделают честь прибору самого высокого класса. Данная тема имеет большое воспитательное значение. Вывод напрашивается сам собой: необхо­димо уделить внимание своему зрению. Речь идет конкретно об исследовании способностей глаза и его дефектах Каждую из этих способностей глаза можно проверить и развивать. Еще одно важное заключение состоит в том, что процесс видения не за­канчивается формированием изображения на сетчатке, а по сути только начинается с этого. Основной — решающий — этап происхо­дит в мозгу, перерабатывающем полученную от глаза информацию и создающем окончательный образ увиденного объекта. Влияние на зрительный образ сознания можно продемонстрировать на многих интересных опытах под названием «обман зрения» Примеры упражнений на обманы зрения см. в приложении Таким образом, делаем вывод, что необходимо тренировать и глаза и мыслительные способности.
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Автор: Китайгородский А.И. Название: Введение в физику. Год издания: 1973
2. Богданов К.Ю., "Физик в гостях у биолога”, Изд-во Наука, Библиотечка Квант, выпуск 49, Москва, 1986.
3. Большая советская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/bse 
4. Буров В.А и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: для 8 класса, М.: Просвещение, 1985.
5. Гальперштейн Л.Я. Забавная физика.- Переизд., доп. И переераб. – М.: Дет. Лит., 1994. – 255 с. – (Знай и умей)
6. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
7. Дашевский А. И., Рефракция и аккомодация глаза, в кн.: Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В. Н. Архангельского, т. 1, кн. 1, М., 1962; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, М., 1966.
8. Заборовский Г. А., Казовский М. Г., Махнач Г. Ф. Физика на компьютере: VIII класс, световые явления Сайт школьная физика от Саковича http://www.alsak.ru/content/view/275/122/
9. Занимательные опыты и эксперименты / Ф.Ола и др. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.: ил. – (Внимание: дети!)
10. Интерактивная таблица Сивцева для определения остроты зрения на сайте СиСиБол http://www.sisibol.ru/sivcev/
11. Иттен Иоханнес Искусство цвета. / Пер. с немецкого. — М.: Изд. Д.Аронов, 2000. — 96 с.:
12. Кац Ц.Б.. Биофизика на уроках физики. – М., «Просвещение», 1974
13. Кузнецов В.И. Свет. М., «Педагогика», 1977. 128 с. (Библиотечка Детской энциклопедии «Ученые – школьнику»)
14. М. Л. Краснов, С. П. Ландау. Гимнастика для глаз
15. Марк Колтун Мир физики Издательство: Детская литература, 1987 г. Твердый переплет, 272 стр.
16. Материал из Науки — свободной энциклопедии. http://ru.science.wikia.com/wiki/
17. Новиков В.И. Физика для 7-9 классов: Учебное пособие – Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 264 с.
18. О глазах и зрении Сайт доктора Долгатовой Э.И. http://prozrenie.mostinfo.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=62 
19. Он-лайн проверка зрения http://www.zir.com.ua/html/onlajn-proverka_ostroty_zrenija 
20. Острота зрения и ее определение Медицинская статья http://www.grandex.ru/medicine/text/7232.html
21. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1, 2, 1986, 225с. Электронная книга http://www.fizi.oglib.ru/bgl/721.html
22. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Изд-во «Детская литература», 1972 г, 464с
23. С. И. Вавилов Глаз и солнце Электронная книга http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/VAVILOV/VAV01.HTM
24. Сайт «Классная физика. Мир сквозь очки»: http://class-fizika.narod.ru/oc2.htm
25. Сайт Офтальмология http://www.contlenses.com/tests/
26. Тесты для самостоятельной проверки зрения http://www.contlenses.com/tests/
27. Хацевич Т.Н. МЕДИЦИНСКИЕ ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ: Физиологическая оптика: Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА. - 1998. - Ч.1. - 98 с. http://geosiberia.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/med_opt_pr/mop_00_0.html
28. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. учебное пособие, М.: 1988 г
29. Штейнгауз А.И. Девять цветов радуги. М. Детгиз. 1963 г. 294 стр.
30. Электронный учебник http://www.fizi.oglib.ru/bgl/1434.html
 
Категория: по информатике | Добавил: mychildren
Просмотров: 5856 | Загрузок: 1198 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]