Среда
17.07.2019
23:35
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
C какой целью вы выходите в Интернет?
Всего ответов: 1230
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » по информатике

Эффекты информатизации сельской школы
[ Скачать с сервера (1.84 Mb) ] 23.04.2013, 22:27
Статья для газеты "Школа" издания НИРО

http://www.niro.nnov.ru/?id=16364 стр. 5-6


Первоначальный вариант:

 Информатизация образования сегодня является необходимым условием развития общества. В последнее время во всех школах создаются материальные и организационные предпосылки для развития информационной образовательной среды, которая способствует овладению учителями и учащимися основами информационной культуры. Работа по использованию возможностей компьютерных технологий и сети Интернет создает условия для модернизации содержания образования, использованию учителями новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, самообразование, обучение в сотрудничестве. 
 В нашей школе компьютерный класс был организован в 2000-м году. И сразу же выделились два параллельных направления в освоении информационно-коммуникационных технологий, которые тесно переплетались между собой – это внедрение учителями новых технологий в учебный процесс и обучение учеников работе с компьютерными программами. Здесь надо сказать, что в первое время освоение компьютера проходило двухстороннее: те ученики, которые быстро осваивали программы на уроках и кружках по информатике, оказывали помощь учителям-предметникам, и наоборот. В настоящее время знакомство учеников с компьютерами происходит уже в начальных классах.
 Учителя нашей школы научились не только пользоваться электронными ресурсами, предлагаемыми в большом количестве на специальных дисках CD и DVD и в сети интернет, но и готовить свои разработки. Многие работы учителей опубликованы на официальном школьном сайте, где в настоящий момент имеется более 80-ти методических разработок учителей, которые пользуются популярностью у посетителей, о чем говорит количество просмотром и скачиваний. Каждый учитель нашей школы создал на школьном сайте свою персональную страничку-портфолио. На этих веб-страницах изложена основная информация о педагогах, их участии в конкурсах, даны ссылки на опубликованные разработки.
 Учителя школы принимают активное участие в педагогических интернет-сообществах, проходят предлагаемые там мастер-классы, и даже принимают участие в качестве экспертов. Так в этом учебном году учитель информатики Новикова Т.Г. после успешного прохождения курсов в мастер-классе по созданию виртуальных экскурсий в программе Power point была приглашена к участию в общероссийском конкурсе ученических работ в качестве эксперта в составе жюри. В течение 4 месяцев она давала рекомендации ученикам разных уголков России и их руководителям на портале «Сеть творческих учителей». Данный конкурс проводился при содействии корпорации Microsoft.
 Учителя школы не упускают шансы проходить очные и заочные курсы по современным технологиям: практические занятия по использованию современных планшетных компьютеров Apple iPad в школах, курсы тьютеров по интерактивной работе на уроках с помощью электронных досок, мастер-класс по проведению вебинаров, дистанционное обучение созданию веб-квестов, курс "Основы технического редактирования контента в системе дистанционного обучения (на примере СДО Moodle)» и т.д.
 Обучение применению компьютерных и интернет-технологий, а также освоению электронного дневника и интерактивной работы с помощью электронной доски проходит регулярно и на базе школы с помощью обучающих занятий. Такие занятия проводятся не только для педагогов школы, но и для родителей. В результате в настоящее время электронным журналом и дневниками пользуются учителя, ученики, а также их родители и воспитатели. Мы не сразу пришли к выбору в качестве площадки для электронного журнала школы сайт Dnevnik.ru Предварительно пробовали использовать и сайты классов, и предлагаемые школам другие сетевые ресурсы, активно участвовали в вебинарах по данной теме, проводимых на портале общественно-государственной экспертизы учебников. Наш выбор совпал с региональным выбором площадки, и сейчас мы активно внедряем все возможности Dnevnik.ru в обучающий процесс.
 Благодаря занятиям по каскадной модели работу на уроках с помощью электронных досок, подготовку материалов для интерактивной работы осваивают не только все учителя нашей школы, но и педагоги других школ. Кроме того учитель информатики Новикова Т.Г. поделилась в этом году своим опытом работы на региональном семинаре «Методы эффективного использования интерактивных досок Activboard в учебном процессе”. Ссылки на флипчарты, опубликованные на персональном сайте учителя, имеются на официальном портале данной интерактивной доски.
 С первых моментов информатизации в нашей школе ученики позитивно отозвались на старания учителей сделать процесс обучения интересным и эффективным. Активно внедряются новые технологии и во внеурочную деятельность. Первоначально это были проектные работы, созданные с помощью изучаемых учениками компьютерных программ. В данном случае был применен деятельностный подход к обучению: изучение школьного материала по информатике происходило с помощью создания продуктов проектной деятельности. Так в школе был организован пресс-центр, который начал выпускать не только стенгазеты, но и многотиражные школьные газеты, и даже видеоновости. С работами по созданию местных СМИ наши ученики неоднократно выступали на различных конкурсах и занимали места на районном и областном уровнях. Почти все проектные работы учеников опубликованы как на персональном сайте учителя, так и на сайте школы.
 Другое направление в проектной деятельности, а именно работа с интернет-сайтами, образовалось после создания в 2009 году персонального сайта учителя информатики, и далее официального сайта школы. А результатом интернет-проектов учеников школы явились как официальные сайты нескольких образовательных учреждений, которые в настоящее время занимают лидирующие позиции во всероссийском каталоге Русобр, так и персональные сайты учеников. Один из первых проектов под названием «Наш Арзамасский край», созданный в присутствии большой аудитории учителей информатики района, работает по сей день. На нем публикуется информация о каждом поселении нашего района, пользователи делятся своими впечатлениями, загружают фотографии уголков своей родины.
 Благодаря проектной работе на школьных сайтах ученики учатся создавать электронные портфолио. Это необходимо для того, чтобы систематизировать накопленный опыт, подвести промежуточные итоги, проанализировать их, наметить пути дальнейшего самосовершенствования и научиться создавать резюме - визитную карточку любого специалиста, что позволит легко найти себе работу. У нас уже имеются положительные примеры применения данного опыта нашими выпускниками.
 Еще одно направление внеурочной обучающей деятельности, которое мы активно внедряем, – это различные виды дистанционного обучения. Здесь надо сказать, что основной целью организации такого вида работы является в первую очередь не столько освоение материала предметов, сколько привитие навыков самостоятельного обучения. Началом такой работы можно считать личную переписку через электронную почту учителя информатики с учениками с целью оказания им помощи при подготовке домашнего задания. Далее личная переписка переместилась в социальные сети, исходя из принципа «если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к  горе». Так как дети дома постоянно «сидят» в социальных сетях, то есть возможность их там «выловить» и ненавязчиво направить деятельность учеников в обучающее русло.
 С первых дней создания персонального сайта учителя информатики и школьного сайта была организована обучающая работа как с помощью публикуемого для учеников материала, так и организованных на этих сайтах тестированиях. Результаты прохождения тестов сразу видны и ученикам, и учителям, организовавшим данные тесты. А предложенные на сайтах ссылки на другие интернет-ресурсы по темам уроков, дают возможность ученикам углубиться в изучаемый материал. Представляемые на сайте учителя электронные версии уроков позволяют детям повторить изучаемое, а на самом занятии сфокусировать внимание на ходе урока, а не на конспектировании слов учителя. Также на сайте можно оставить комментарий к каждому уроку, задать вопрос, кроме того можно обратиться и через личное сообщение. Мы придерживаемся принципа, что учительский сайт как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие и является простым переложением бумажных пособий в электронные.
 Используем мы для дистанционного обучения и специальные обучающие сайты. Например, на портале ИНТУИТ нами создана группа, которая вот уже на протяжении 4-х лет занимает лидирующее положение среди групп, созданных для изучения основных компьютерных программ.
 Еще одно перспективное направление, которое мы сейчас осваиваем – это вебинары, проводимые как для учеников, так и для педагогов. Учителем информатики в этих целях созданы свои кабинеты на интернет-площадках, которые предоставляют услуги в проведении вебинаров. Пробуя проводить такие занятия, мы пришли к выводу, что если хотим создать на дистанционном занятии рабочую обстановку, не обязательно работать через веб-камеру. Здесь удачно подходят интернет-площадки, где есть область показа презентации и чат для отзывов обучающихся.
 Другой вид дистанционной работы – это обучение с помощью программы Скайп. С помощью этой программы особенно активно работает учитель английского языка Егорова Е.И. Она прошла на базе НИРО специальные курсы по дистанционному обучению, и в настоящее время учит детей-инвалидов.
 Уже не первый год мы работаем, в том числе и дистанционно с помощью специально для этого созданного сайта, над развитием познавательных способностей наших учеников. Данная работа в настоящее время наилучшим образом вписывается в наметившуюся тенденцию метапредметного подхода в обучении учеников.  На сайте «По ступенькам познания к творчеству» мы публикуем материал по развитию всех умственных способностей: восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение, добавив задания по развитию речи и эрудиции. На данный момент на этом сайте начата работа над проектом «Виртуальная экскурсия по планете Познания». Планируется также публикация в системе Moodle курса для учеников на тему «Развитие познавательных способностей».
 Здесь надо отдельно сказать об обучающих системах. Внедрение данных элементов интерактивной дистанционной работы для учителя очень удобно: во-первых, имеется возможность создавать тесты разного вида, кроссворды и другие игровые задания, которые в некоторых системах создаются автоматически (достаточно ввести определения в глоссарий, кроссворды, крипворды и т.п. создаются сами); во-вторых, учитель имеет возможность наблюдать за общими результатами и активностью каждого ученика (когда он входил в курс, какие задания выполнял, какие у него успехи); в третьих, в курсе можно размещать вариативный материал (для сильных и заинтересованных – дополнительные задания повышенной сложности, для слабых – задания тренировочного плана, задания с разъяснениями, как выполнять); можно ввести в эту систему и родителей, которые смогут просматривать успехи только своих учеников.
 Появилось и новое направление в проектно-исследовательской деятельности: это организация коллективной работы детей через Интернет с помощью веб-квестов - интернет-страничек с забавным проводником, который направляет ребят в их поисках ответов на многие вопросы. На данный момент организована работа в веб-квесте «Профессии компьютера», созданном с помощью системы Moodle. На каждом занятии представлена серия заданий, игр и тестов. Ученики с удовольствием выполняют представленные там игровые задания, общаются с информером, не подозревая, что тексты комментариев корректировал учитель таким образом, чтобы робот Уник вел разговор в нужном русле.
 Здесь надо отметить, что даже отстающие ученики охотно работают на школьных сайтах и дистанционных курсах. Мы заметили, что дети, для которых требуется специальное коррекционное обучение, легко осваивают компьютер и с помощью компьютерных технологий лучше усваивают школьную программу. Поэтому мы внедрили в обучающий процесс работу с такими детьми за компьютерами как на индивидуальных занятиях, так и на уроках информатики вместе с классом. На данный момент ведется работа над созданием программы коррекционного обучения с помощью ИКТ. 
 Несмотря на все вышеизложенное все же считаем, что и обучение, и развитие является вторичным по сравнению с воспитанием в детях нравственности, культуры, воли и т.д. Можно быть умным негодяем и в то же время, не зная математики и физики, быть добрым и порядочным человеком. Именно поэтому на школьных сайтах созданы форумы, на которых ученикам предложены для обсуждения темы по самовоспитанию, общению и др. И что интересно, дети сами подхватили этот почин и создали такие темы как отношение к наркотикам, самоопределение в жизни и др. Благодаря таким форумам дети учатся рассуждать грамотно. Учитель, ведущий с учеником Интернет-диалог, также дает ему практический опыт правильно типа общения. 
 Не забываем мы и о минусах сетевого взаимодействия. Дети должны о них знать, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия работы в интернет. С данной целью было организовано несколько мероприятий как с учениками, так и с их родителями, на которых обсуждались плюсы и минусы сетевого взаимодействия. 
 Подведем итоги: современные методы обучения гораздо более интересны детям, чем просто тетрадь и доска, они хорошо мотивируют в изучении любого предмета, дают возможность работать в индивидуальном режиме, учат самостоятельности, обучают самоконтролю и самоуправлению, способствуют активному развитию творческих и познавательных способностей каждого ученика, возрастает эффективность организации обратной связи от обучающегося к учителю. 

Ученики начальных классов знакомятся с поисковыми системами интернет 

Обучение на кружке «Сайтостроение» работе в редакторе исходного кода на страницах школьного сайта.   

Уроки самосовершенствования на сайте класса   

Работа с проектом «наш Арамасский край»   

Ученик 4 класса осваивает среду программирования Скретч   

Выполнение теста в дистанционном курсе, созданном в системе Moodle   

Общение с роботом Уником в веб-квесте «Профессии компьютера»
Категория: по информатике | Добавил: mychildren
Просмотров: 1095 | Загрузок: 167 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]