Диагностика
уровня развития и обученности учащихся (описание диагностических методик
и
результата)
Диагностика мотивации познавательной
деятельности I.
Методика
мотивации
учения «Учебная мотивация как показатель качества образования» (М. Лукьянова, ж. «Народное образование», 8/ 2001 г.) Цель
методики – выявить характер мотивации, смысл учения для школьника. Данная
методика позволяет выявить: 1)
личностный
смысл
учения 2)
способность
к
целеполаганию 3)
виды
мотивов Из книги Л.Ф. Тихомировой
«Развитие интеллектуальных способностей школьника» Карта для диагностики познавательной
активности школьника Как долго ученик
подолгу (2 – 2,5 часа в день) занимается умственной деятельностью
(кроме
уроков в школе)?
а) часто б) иногда в)
очень редко
Как ведет себя
ученик, когда задан вопрос на сообразительность?
а) предпочитается помучиться, но
сам находит ответ
б)
когда как
в) предпочитает
получить готовый ответ от других Много ли читает
ученик дополнительной литературы?
а) постоянно много
б) мало читает
в) не читает совсем Насколько
эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?
а) очень эмоционально
б) средний уровень выраженности
эмоций
в) эмоции ярко не выражены Часто
ли ученик
задает вопросы?
а) часто
б) иногда
в)
не задает совсем Беседуя с учеником, наблюдая за его поведением на
уроках, беседуя с
родителями, можно заполнить данную карту. Подсчитав средний балл, мы
получим
индекс познавательной активности ученика, или индекс мотивации
познавательной
деятельности (I). I от 3,5 до 5 – высокий уровень познавательной
активности I от 2,5 до 3,5 – средний уровень
познавательной активности I
меньше 2,5 – низкий уровень познавательный
активности При низком уровне
познавательной активности у школьника очень
трудно с ним заниматься, в том числе и развитием познавательных
процессов и
интеллектуальных способностей. Поэтому в такой ситуации предварительно
нужно
заниматься формированием положительной мотивации познавательной
деятельности.
Методика незаконченных
предложений Для
диагностики преобладающих мотивов в поведении. Инструкция: предлагаем ученику начала предложений,
ученику нужно
самостоятельно продолжить каждое из этих предложений. В
свободное время я
занимаюсь… Все
познать
невозможно, но хочется знать… Мне доставляет
радость… Я повседневно
реализую свои (что?)… Особенно
значимые
для меня ценности (какие?)… Мой самый устойчивый
идеал – это… Мои
любимые книги (и
почему?)… Из черт
характера
существенны особенно (какие?)… Смысл жизни для меня
(в чем?)… Занятия,
которые мне
безразличны (какие?)…
Тест
«10 существительных» Для
диагностики мотивов деятельности, их ценностных ориентаций. Задание ученикам: расставьте слова в порядке
значимости для вас,
начиная с самого значимого. Книги,
хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство,
учеба, развлечения. Что
будет помещено на 1-е, 2-е место, те ориентации и будут
преобладать в деятельности учеников.
Тест «Ценностные
ориентации», автор М.Рокич см. сборник по
профориентации стр. 37
Тест «Алфавит» Для диагностики потребностей учеников, даже
структуры потребностей. Инструкция:
в течение 5 минут на каждую букву алфавита в столбик
следует написать по
одному
наиболее значимому для тебя слову. Обработка результатов: все написанные слова нужно
отнести к
определенным видам потребностей (биологические, материальные, духовные).
Слова,
относящиеся к духовным потребностям, в свою очередь можно
классифицировать на
соответствующие познавательным мотивам, мотивам трудовой деятельности и
др. Все слова,
относящиеся к каждой из групп, подсчитываются. В какой
группе больше слов, те мотивы и преобладают.
Данные диагностики позволяют установить, насколько
подросток
ориентирован именно на учебную и познавательную деятельность. От уровня
мотивации познавательной деятельности подростка будет зависеть
эффективность
занятий по развитию интеллектуальных способностей у школьника.
Анкета
изучения жизненных потребностей см. сборник по профориентации
стр. 31
Карта интересов Автор А.Е. Голомшток «Лучшие психологические тесты для профотбора и
профориентации/под
ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992 Цель: определение выраженности интересов учащихся к
учебным
предметам (сферам знаний) Физика
и математика 1, 14, 27, 40, 53, 66 Химия 2, 15, 28, 41, 54, 67 Электро- и радиотехника 3, 16, 29, 42, 55, 68 Геология и география 4, 17, 30, 43, 56, 69 Техника 5, 18, 31, 44, 57, 70 Филология и журналистика 6, 19, 32, 45, 58, 71 Биология и сельское хозяйство 7, 20, 33, 46, 59, 72 Педагогика и воспитание 8, 21, 34, 47, 60, 73 История, общественная деятельность 9, 22, 35, 48,
61, 74 Медицина 10, 23,
36, 49, 62, 75 фера
обслуживания 11, 24, 37, 50, 63, 76 Искусство 12, 25, 38, 51, 64, 77 Военное дело 13, 26, 39, 52, 65, 78 Существует более современный вариант опросника, в
который включены
вопросы по информатике и вычислительной технике Более сложный вариант в сборнике по профориентации
Тест интересов и склонностей автор С.И. Вершинин См сборник по профориентации стр. 21
Игра «Архимед» - стр. 121
Приложение В
данный период особенно заметным становится рост сознания и самосознания
детей.
Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Развитие
самосознания находит свое выражение в изменении мотивов основных видов
деятельности: учения, общения и труда. Возникают новые, «взрослые»
мотивы,
которые приводят к переосмыслению содержания целей и задач деятельности. Мотив
– это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением
определенных
потребностей. Мотивация
– совокупность мотивов, побуждающих к какой-либо деятельности. Мотивация
учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее
целей, потребностей,
побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и
навыками. Мотивация учебной деятельности характеризуется направленностью
на
учение (освоение содержания, способов, приемов учения), а также
познавательной
активностью и деятельностью.
Диагностика восприятия Из книги Л.Ф.
Тихомировой
«Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Зрительное восприятие: Методика поиска информации:Ученику предлагается 100-клеточная таблица,
заполненная цифрами, буквами, знаками и фигурами. Задание: подсчитать,
сколько
раз встречаются названные числа, буквы, знаки и фигуры. При выполнении
задания
фиксируется время, за которое школьник ведет подсчет.
Диагностика
наблюдательности: Найди
отличия:Ученикам даются по
две одинаковых картины с
незначительными и неприметными отличиями. Задание: найти эти отличия и
описать
в двух словах на листе бумаги. Обработка
результатов: подсчитывается
количество правильно найденных различий, из них вычитаются, указанные
ошибочно.
Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе
результат к
1, тем выше уровень наблюдательности у подростка.
Слуховое
восприятие:
Приложение:Познание человеком окружающего мира осуществляется в
двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного
мышления.
Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения,
восприятия, представления.Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов,
непосредственно воздействующих на наши органы чувств. (Например, мы
ощущаем
запах цветка, при этом включается только обонятельный анализатор;
умываясь, мы
можем определить температуру воды и т.д.)Восприятие – целостное отражение внешнего
материального предмета, непосредственно воздействующего на органы
чувств.
(Например, перед нами яблоко. С помощью зрительного анализатора мы
воспринимаем
такие свойства, как форма, цвет, с помощью вкусового анализатора
определяем,
кислое оно или сладкое, с помощью обонятельного анализатора можем
обнаружить
определённый фруктовый запах. В результате создаётся целостное отражение
предмета.)Представление
– это чувственный образ предмета, в
данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или
иной
форме. (Например, яблока перед нами в настоящее время может и не быть,
но мы
можем себе представить, описать его свойства.)Путём чувственного познания мы познаём
отдельные предметы
и их свойства. Восприятие –
это основной познавательный процесс
чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является
основой
мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и
ребёнка.Восприятие
является основой ориентации человека в мире
и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения
между
людьми. Восприятие
следует рассматривать как интеллектуальный
процесс. В основе этого познавательного процесса лежит активный поиск
признаков, необходимых для формирования образа предмета.
Последовательность
такого познавательного процесса как восприятие можно представить
следующим
образом: 1. выделение из общего потока информации какой-то
группы
сигналов и вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному
предмету; 2. поиск в памяти близкого по составу комплекса
ощущений
признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; 3. последующий поиск дополнительных признаков
предмета,
который позволит подтвердить правильность результата восприятия или
опровергнуть решение.
Тест «Название картинки» Этот тест наряду с воображением
диагностирует направленность восприятия. Он подходит детям от 9 до 15
лет. Люди отличаются
преобладающим типом восприятия
действительности. Некоторые воспринимают мир так, как он дан, очень
конкретно.
Это прагматики и реалисты. Они не отличаются богатым воображением.
Другие
относятся к окружающему философски. Они в окружающем прежде всего
стараются
увидеть суть и связь вещей и событий. Это абстрактный тип восприятия.
Люди
этого типа отличаются хорошим воображением, особенно воссоздающим.
Наконец,
третий тип – люди чувства. Мир для них это прежде всего эмоционально
окрашенная
картина. Они отличаются ярким творческим воображением. Ни один из этих
типов не
является лучшим или худшим. Каждый из них ценен. Жизнь требует и
прагматиков, и
фантазеров. Определение типа восприятия значимо прежде всего с точки
зрения
последующей организации обучения для данного ребенка, так чтобы оно в
наибольщей степени соответствовало его типу. Так «реалист» и «прагматик»
лучше
воспринимает конкретную информацию, жестко связанную с его личным
опытом.
«Философ» склонен к абстрактным построениям, и ему требуются
научно-обоснованные доказательства. «Чувственным» натурам необходимо
максимально украсить предлагаемую информацию, обеспечить ее эстетическую
форму,
влияющую на эмоциональную сферу. Методика, позволяющая выявить доминирующий
тип восприятия действительности:Ученику предлагается несколько картинок,
которым надо дать название из предлагаемого под картинкой списка. Номер
выбранного названия необходимо внести в матрицу-протокол:
К
А
Э
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Подчеркните в
матрице номера выбранных
названий (если какая-то цифра повторяется неоднократно – соответственно
столько
раз ее и подчеркните). Подсчитайте количество отмеченных цифр в каждой
колонке.
Больше всего подчеркнуто в первой колонке – конкретный тип восприятия;
во
второй – абстрактный; в третьей – эмоциональный.(стр. 91-96)
Диагностика
внимания
II.
Методика оценки внимания «Корректурная проба» (автор Р.С. Немов) Методика
направлена для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости. Цель –
изучение устойчивости концентрации и переключаемости внимания. Из книги Л.Ф.
Тихомировой
«Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Корректурная проба Позволяет изучить
устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания. Инструкция:
по
сигналу «начали» в
бланках надо зачеркнуть все
встречающиеся буквы«р» и «с». Через каждую
минуту по сигналу «стоп» ученики должны поставить вертикальную черту у
той буквы,
у которой их застал сигнал. Общая
продолжительность работы 3 минуты. Работоспособность
учащихся
можно определить по формуле: Работоспособность = количество строк
(производительность), возведенное в квадрат, деленное на некоторое
количество
допущенных ошибок. Чем больше
количество строк и меньше количество ошибок, тем более устойчивым и
сосредоточенным будет внимание. Для
исследования
переключения внимания можно использовать ту же корректурную пробу, но
задание
дается несколько иначе: на двух строчках вычеркнуть «в» и «н», а на
третьей
строчке вычеркнуть «к» и «д», затем опять на двух строчках вычеркнуть
«в» и «н»
и на одной строчке «к» и «д». Оценка результата:
процент ошибок, вызванных переключением внимания = количеству строк,
неправильно обработанных, деленное на общее количество просмотренных
строк,
умноженное на 100%. Для диагностики
предлагается 20 строк по 40 букв: жофсяаывапролджшщнгекуапролбючсмитьбюъяй цйцукепавыфпролджзшлбютфывапекуцйнгшщзхб ютгролджэхзщшгнекуцфывапролджюбьтимсчяфы впролцкншзыарлжэбтмчфарлжэхщгеййцкншзэдра ыяситйуегщхзшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлор павыфцюьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхф вподжбтмкомувсцычйфяепинртгоьшлбщдюзжэздб шотгринпмцфуыяквчеаснпмгришотшльщлбздюхжйц фыячуквасвыфячсцукгнеорпьтишщзхждлюбьтимсч афывапролжцлорпавыфцукенгшщзхюбьтимсчаыук амепинртказдбжющльшотгринпмеасквчуывчцфяав рполджнгкапртимсавычфясуекнгшздбютьоргнепима свкувсзфзщхгшенукйцфывапролджеюбьтимсчайэяф цуэуквкрпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблд жшпапраогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегцизмт шкентгшщзхцуэвапролджюбиьтимсчфывапроцукеп идлорпавыцукенгшщзхюбьтимсчцычувскамепинртг ждлорпавыфячсмитьбюъхзщшгнекуцйхжюздбщльш рячсмитьбюьэждлорпавыфйцукенгшщзхшотгринпмл
Методика
Мюнстерберга Направлена на
диагностику избирательности внимания. Инструкция:
среди
буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая
текст,
подчеркнуть эти слова. Время работы – 2 минуты. Пример:
рюклбюсрадостьуфркнп Оценивается
количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и
неправильно
выделенные слова). Задание: бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьуэкзаменротрочягщщгцкппрокурорсеанбетеория мтоджеобъамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболцжщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжицдргщхщнзвос приятиейцукеншизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеж длоррпнародшалдьхэшщгиенкуыфйшрепортажжждорлафывюфбьконкурсйфнячывскапрличность зжьеюдшщглоджиннэпрплаваниетдлжэзбьтдршжнпркывкомедияшклдкуфотчайяфрлньирячвтлдж эхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлроснованиезжхьбщдэрэкентаопрукгвсмтрпсихиатриябплм стьчфйясмтщзайэъягнтзх
Отыскивание
числа
по таблицам Шульте Инструкция:
испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном
порядке
расположены числа от 1 до 25. Ученик должен отыскать числа по порядку,
показывая и называя вслух. Время выполнения задания регистрируется. Для
учащихся среднего звена норма – 45 – 60 секунд на 1 таблицу. 2112782061517318194125132422210591411231695112320142517191332171611812624481510222 14187242122110961658201123225315191317124 5141223216257241311320418810192212115917 6 22257211162103231712165181152092419134148
Методика
«Расстановка чисел» Предназначена для
оценки произвольного внимания. Инструкция: в
течение двух минут ученики должны расставить в клетках нижнего квадрата
бланка
числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в верхнем
квадрате.
Числа надо располагать построчно. Средняя норма – 22 числа. 16379829548092465935432184026584997771367603418
Методика
оценки
переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной
цифровой
таблицы. Для выполнения этой
методики необходимо воспользоваться двухцветной таблицей, например,
черно-красной, содержащей 25 цифр черного и 24 – красного. Инструкция:
необходимо
поочередно показывать и называть то черные, то красные цифры, причем
черные надо показывать и называть в возрастающей последовательности от 1
до 24,
а красные – в убывающей от 25 до 1. Следует
определить,
сколько времени потребуется испытуемому для того, чтобы безошибочно, не
сбиваясь, выполнить все задания с начала до конца. Если
испытуемый
ошибается в ходе счета, ему предоставляется возможность начать еще раз
сначала. Время, затраченное
на безошибочное выполнение задания, является показателем переключения
внимания.
А величина, обратная числу попыток, позволяет судить о концентрации
внимания. Если диагностика
проводится у ребят класса, то можно определить средний показатель
времени
выполнения задания. Те ребята, которые затратили меньше времени, имеют
лучшие
показатели переключения внимания.
Методика
«Счет» Направлена на
исследование внимания и работоспособности учащихся. Инструкция:
учащимся
предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа,
написанных одно под другим двумя способами, переключаясь через каждую
минуту по
команде с одного способа на другой, отделив вертикальной чертой. Первый
способ:
сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят
предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают,
пишут
только число единиц. Пример: 5 4
9 3 2
5 7 2 9 5
4 9 3
2 5 7
и
т.д. Второй способ:
сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее
слагаемое. Пример: 5 9
4 3 7
0 7 7
4 9 4
3 7 0
7 7 4
1 и т.д. Оценка:
найти
среднее число сложений за 1 минуту. Если результат близок к 20, то это
свидетельствует о достаточной работоспособности и хорошем уровне
внимания. Если
число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания низкий.Успешное
выполнение этого задания требует от учащихся определенного развития
логики и
оперативной памяти, так как им нужно не только понять инструкцию, но и
удержать
ее в уме в течение некоторого времени.Вариант:
без
учета времени 3 переключения Оценка: от общего
количества сложений отнять количество ошибок Приложение:По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно
удерживать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме
его внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время
сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего
постороннего.
Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость
внимания. Распределение
внимания – это умение
выполнять несколько видов деятельности в
одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к
другому.
Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей
каждого
ребёнка.
Диагностика мышления IV. Методика
изучения мышления (тест Алетхауера) Цель
исследования – выявить развитие мышления. 1.
субтест
–
осведомленность; 2.
субтест
– классификация; 3.
субтест
–
аналогии; 4.
субтест
–
обобщение. Из книги Л.Ф. Тихомировой
«Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Способность
выделять существенное Подросткам
предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в
скобках, а одно перед ними. За 20 секунд следует исключить из скобок,
т.е.
выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова
перед
скобками. Сад
(растение, садовник, собака, забор,
земля) Река
(берег, рыба, тина, рыболов, вода) Куб (углы, чертёж, сторона,
камень, дерево) Чтение (глаза, книга, картина, буквы, очки) Игра (шахматы, игроки, правила,
штрафы,
наказания) Лес
(лист, яблоня, охотник, дерево,
кустарник) Город
(автомобиль, здание, толпа, улица,
велосипед) Кольцо
(диаметр, проба, округлость, печать,
алмаз) Пение
(звон, голос, искусство, мелодия,
аплодисменты) Больница (сад, врач, помещение, радио,
больные) Любовь
(розы, чувство, человек, город,
природа) Война
(аэроплан, пушки, сражение, солдаты,
ружья) Выделение существенных признаков
математических понятий (для более старших классов) Геометрия (фигура, точка,
свойства,
уравнение, теорема) Уравнение (корень, равенство, сумма,
неизвестная, произведение) Планиметрия (плоскость, квадрат,
прямоугольник, фигура, прямая) Треугольник (вершина, катет, сторона,
центр, перпендикуляр) Сумма (слагаемое, равенство, плюс,
делитель, множитель) Периметр (разность, сторона, сумма, фигура,
прямоугольник) Куб (угол, равенство, плоскость, сторона,
вектор) Дробь
(делимое, делитель, частное,
знаменатель, произведение) Степень (корень, показатель, решение,
основание, переменная) Координата (плоскость, абсцисса, ось,
ордината, прямая) Для диагностики можно предложить любые 5
заданий из предложенных. Обработка полученных данных: ученики,
которые правильно выполнили задание, обладают умением выделять
существенные
признаки предметов (3 задания – удовлетворительная сформированность
мыслительной операции). Эти же задания и подобные им можно
использовать для развития способности выделять существенные признаки
предметов. Ответы:
Растение, земля. Берег, вода. Углы,
сторона. Глаза, буквы. Игроки, правила. Дерево, кустарник. Здание,
улица.
Диаметр, округлость. Голос, мелодия. Помещение, больные. Чувство,
человек.
Сражение, солдаты. Фигура, свойства. Равенство, неизвестная. Плоскость,
фигура.
Вершина, сторона. Слагаемое, плюс. Сторона, сумма. Угол, сторона.
Числитель,
знаменатель. Показатель, основание. Абсцисса, ордината.
Диагностика
способности
сравнивать понятия. Цель: установить уровень развития у
учащихся умения сравнивать предметы, понятия. Учащимся предъявляются или
называются
какие-либо 2 предмета либо понятия. Например: Книга – тетрадь Лошадь – корова Линейка – треугольник Озеро – река Солнце – луна Сани – телега Дождь – снег Лес – луг Каждый подросток на листе бумаги
должен
написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных
предметов
или понятий.На выполнение задания по одной паре даётся
4 минуты. Обработка
полученных результатов: -составляется общий список сходства
предметов -составляется
общий список различий
предметов -устанавливается,
какую часть из этого
списка сумел написать данный конкретный учащийся. Доля названных учеником черт
сходства и
различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития у
подростка
умения сравнивать. При индивидуальной работе взрослый также должен
выполнять
задание. Ответы подростка сравнивают с ответами взрослого.
Способность обобщать Даны два слова. Учащемуся нужно
определить,
что между ними общее. Задания:Дождь – град, сказка – былина, сумма –
произведение, жидкость – газ, нос – глаз, школа – учитель, водохранилище
–
канал, история – математика, предательство – трусость. Учащемуся предложить 5 пар слов.
Время – 3
– 4 минуты. Три верных ответа из пяти свидетельствуют
об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.
Способность классифицировать понятия, предметы,
явления. Эта методика также
выявляет умение обобщать, строить обобщение на
отвлеченном материале.Инструкция:
вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим
признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите это пятое слово. 1) приставка, предлог, суффикс,
окончание,
корень 2) треугольник, отрезок, длина,
квадрат, круг 3) дождь, снег, осадки, иней, град 4) запятая, точка, двоеточие, союз,
тире 5) сложение, умножение, деление,
слагаемое,
вычитание 6) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень 7) Василий, Федор, Иван, Петров,
Семен 8) молоко, сыр, сметана, мясо,
простокваша 9) секунда, час, год, вечер, неделя 10) горький, горячий, кислый, соленый,
сладкий 11) футбол, волейбол, хоккей,
плавание,
баскетбол 12) темный, светлый, голубой, яркий,
тусклый 13) самолет, пароход, техника, поезд,
дирижабль 14) круг, квадрат, треугольник,
трапеция,
прямоугольник 15) смелый, храбрый, решительный,
отважный,
злой Учащимся можно предложить 5 заданий из
перечисленных. Время
выполнения заданий – 3 минуты. Если учащиеся выполняют только 2 и менее
заданий, то это свидетельствует о том, что у них не сформирована такая
мыслительная операция, как классификация.
Анализ отношений между понятиями
(тест Аналогия) Инструкция:
даны три слова, первые два находятся в определенной
связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют также
отношения. Необходимо найти четвертое слово. Например: песня – композитор = самолет - ? а)
аэродром, б) горючее,
в) конструктор, г) летчик, д) истребитель Ответ: конструктор. Функциональные отношения
(композитор сочинил
песню, а конструктор сделал самолет) Задания: 1) школа – обучение = больница - ? а)
доктор,
б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной 2) песня – глухой = картина - ? а)
слепой, б)
художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой 3) нож – сталь = стол - ? а) вилка,
б) дерево,
в) стул, г) пища, д) скатерть 4) паровоз – вагоны = конь - ? а)
поезд, б)
лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня 5) лес – деревья = библиотека - ? а)
город, б)
здание, в) библиотекарь, г) театр, д) книги 6) бежать – стоять = кричать - ? а)
ползать,
б) молчать, в) шуметь, г) звать, д) плакать 7) утро – ночь = зима - ? а) мороз,
б) день,
в) январь, г) осень, д) сани 8) волк – пасть = птица - ? а)
воздух, б)
клюв, в) соловей, г) яйцо, д) пение 9) холодно – горячо = движение - ? а)
покой,
б) взаимодействие, в) инерция, г) молекула, д) бежать 10) слагаемое – сумма = множители - ?
а)
разность, б) делитель, в) произведение, г) молекула, д) бежать Эта методика направлена на выявление у
учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между
явлениями
и понятиями: причина – следствие. Противоположность, порядок следования,
род –
вид, часть – целое, функциональные отношения, рядоположенность и др.
Способность к анализу и синтезу Можно выявить при анализе условий задачи на
известные и неизвестные элементы, искомые.
Тест «Анаграмма» Цель: выявить наличие или отсутствие у
школьников теоретического анализа и синтеза. Инструкция: учащимся предлагаются анаграммы
(слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв).
Учащиеся
должны по данным анаграммам найти исходные слова. Задание: лбко, упкс, раяи, еравшн, ркдети,
ашнрри, окамднри, вцтеко, лкбуинак, умызак Ответы: блок, пуск, ария, реванш, кредит,
шарнир, командир, цветок, клубника, музыка Учащиеся в результате выполнения задания
разделяются на две группы: 1-я группа – решают каждую задачу. Как новую.
У них
отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять
структуру
слова). 2-я группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее
правило: две
соседние буквы переставлены местами). На эту деятельность и направлен их
анализ. Если 3 задания из 5
предложенных ученик
выполняет – удовлетворительный уровенть сформированности мыслительной
операции.Скорость протекания
мыслительных процессов.Цель:
исследовать скорость протекания
мыслительных процессов (методом заполнения недостающих букв в словах). Перечень слов-заданий для учащихся 5-6
классов: п-ро, к-са, р-ка, г-ра, п-ле, з-р-о, д-р-во, к-м-нь, х-л-д,
к-в-р,
з-о-ок, т-а-а, к-ы-а, к-н-а, п-и-а Перечень слов-заданий для учащихся 7-9
классов: пл-с, р-мб, у-ол, зн-к, кр-г, х-рда, ц-нтр. Ч-сло, ц-фра,
др-бь,
к-т-т, т-ч-а, ст-п-нь, кв-др-т, м-н-с,к-р-нь, в-с-та. Ф-г-ра, ст-р-на,
отр-з-к,
г-о-е-рия, т-е-г-льник, у-а-н-н-е, д-а-е-р, р-ш-н-е, о-р-ж-о-ть,
п-к-з-т-ль,
м-о-и-ель, м-о-о-л-н, п-о-к-сть Если с тестом работает целый класс, то время
выполнения задания каждым конкретным подростком следует сравнить со
средним
показателем по классу. 10 заданий и 15 – удовлетворительный результат. Анализ полученных результатов:
подсчитывается время выполнения задания и количество правильно
записанных слов
в каждом столбце. Интерпретация
текста: подросткам
предлагается по 5 слов из каждого столбца. Если правильно записаны 10 из
15 –
удовлетворительный результат.
Методика «Логическое мышление» Цель: выявить наличие или отсутствие у
подростков умения оперировать с логическими элементами. Инструкция: подросткам предлагается задание,
где из двух истинных суждений необходимо сделать заключение об
истинности или
ложности, а также, возможно, и неопределенности третьего утверждения. Задания: 1)
Все
десятичные дроби – числа. 1,5 – десятичная дробь. 1,5 – число? 2)
Некоторые
школьники умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.
Ваня –
школьник. Ваня умеет строить квадрат, равновеликий данному
прямоугольнику? 3)
Некоторые
математики пытались решить проблему «квадратуры круга». С.Ковалевская –
математик. С.Ковалевская пыталась решить проблему «квадратуры круга»? 4)
Если
число оканчивается нулем или цифрой 5, то оно делится на 5. число 435
оканчивается цифрой 5. Число 435 делится на 5? 5)
Некоторые
люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди –
математики. Следовательно, все математики обладают способностью к
быстрому и
точному счету? 6)
-8 –
отрицательное число. -8 – целое число. Следовательно, все целые числа
являются
отрицательными числами? 7)
Все
прямоугольники – четырехугольники. Трапеция – не прямоугольник.
Следовательно,
трапеция – не четырехугольник? 8)
Все
натуральные числа – рациональные. Нечетные числа – натуральные.
Следовательно,
нечетные числа – рациональные? 9)
Некоторые
геометрические фигуры являются выпуклыми. Квадрат – геометрическая
фигура.
Следовательно, квадрат – выпуклая фигура? 10)
Студент
Орлов – отличник. Некоторые отличники получают президентскую стипендию.
Орлов
получает президентскую стипендию? Обработка
результатов: показатель способности оперировать с логическими понятиями –
это
умение быстро и правильно определять характер данных умозаключений.
Поэтому те
школьники, которые быстро справляются с заданиями, обладают элементами
логического мышления.
Задачи на
умозаключения (стр. 155)
Тест
Айзенка
Тест
«Кот»
Школьный
тест
умственного развития (НИИ общей и педагогической психологии АПН)
Задания
на нахождения закономерностей (стр. 148 – 154)
Тест от
«Авангарда»
Диагностика памяти III.
Методика «Запоминание цифр», «Запоминание образов» (автор А.Р. Лурия).
Методика «Повторение
цифр»
(автор Д. Векслер) Цель –
определить объем кратковременной памяти. Из книги Л.Ф. Тихомировой
«Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Диагностика
зрительной памяти на образы Детям
экспонируется в течение 20 секунд
таблица с 16 образами Образы
необходимо запомнить и в течение 1
минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить
словесно). Норма – 6
правильных ответов. Большее число
правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.
Методика «10 слов»
Диагностика слуховой памяти Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа,
яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной
слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не
менее 6
слов.
Диагностика слуховой механической памяти: 10 трехзначных чисел прочесть быстро один
раз. Затем попросить подростка воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения.
Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления: 137 283
541 976 648
832 753 917
473 362
Диагностика
механической зрительной памяти На
листе 10 трехзначных чисел, записанных в
столбик. На их запоминание дается 5 секунд. Затем подростки должны
воспроизвести те числа, которые запомнили в любой последовательности.
Норма –
6-7 правильно названных чисел.Набор
чисел для предъявления: 748 651
193 352 275
597 613 946
479 546
Методика «Запомни
двухзначные числа» Уровень
развития слуховой механической
памяти Инструкция:
«Сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных
чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. По
сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке на листке». Затем в течение 30 секунд эти 12 двузначных
чисел прочитываются испытуемым. двухзначные числа: 16 23 43
92 78 36
31 59 53
14 87 64 обработка данных: подсчитывается число
верно воспроизведенных чисел Если
7 чисел воспроизведено правильно, то
это говорит о хорошей механической слуховой памяти.
Диагностика
зрительной механической памяти Инструкция: «На плакате написаны 12
двузначных чисел. (Этот плакат демонстрируется не менее 30 секунд, затем
убирается.) Посмотрите на них внимательно. После того, как убран плакат,
запишите двузначные числа в любом порядке».Обработка данных: если правильно записано
8-9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной
механической памяти.
Диагностика
оперативной памяти Инструкция:
«Вам будут зачитываться ряды из
5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той
последовательности, в
которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со
вторым,
записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и
записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть
четыре
суммы». 15 правильно
выполненных заданий
свидетельствуют о хорошей оперативной памяти.
Диагностика
скорости запоминания, точности,
прочности запоминания, организованности памятиНа большом листе бумаги (или доске) написано
20 слов. Лещ, дуб, корова,
луна, земля, акула,
воробей, цапля, лопата, молоток, чай, кастрюля, окно, арбуз, тыква,
книга,
рука, нос, часы, хлеб Медленно
зачитать один раз все слова. Затем
убрать лист со словами (стереть с доски). Учащимся дается 3 минуты для
воспроизведения слов.
Затем преподаватель еще раз 2 раза зачитывает слова.
Школьники воспроизводят, что запомнили письменно.
Третий раз учитель читает слова 2 раза. Снова ученики по
памяти записывают слова.
О
Про что тут тест? По моему не по математике. А по чему не пойму! Ну вообщем всё равно! Не по математике же! Срочно поместите тест по математике! Без него никак!!! Тут вообще какой-то тест дурацкий! Да вообще не понятно что за такой тест!!! Математика! Математика! Математика! Матиматика! Математика! Математика!!!
Здесь представлен набор тестов для всестороннего исследования познавательных способностей учеников. Рекомендуется для учителей любых предметов. Я их применяла раньше на физике, сейчас на информатике.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]