Пятница
09.12.2016
22:16
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2669
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » статьи, выступления

Использование интернет-технологий в урочной и внеурочной деятельности учеников
[ Скачать с сервера (12.31Mb) ] 21.03.2011, 12:09
Доклад к выступлению на педчтениях, которые проходили 3 февраля 2009 г. в Арзамасском пединституте на тему "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

Текст выступления
Использование Интернета в урочной и внеурочной деятельности учеников Я также как и многие использую Интернет при подготовке к урокам и на уроках. Это работа с готовыми электронными изданиями (слайд 1); использование образовательных порталов (слайд 2); посещение сайтов научно-популярных журналов (слайд 3); дистанционное обучение (слайд 4); загрузка необходимого программного обеспечения (слайд 5); поиск информации (слайд 6); разработок уроков, презентаций, тестов (слайд 7), проведение на уроках виртуальных экскурсий (слайд 8), участие в форумах (слайд 9), личная переписка с коллегами (слайд 10), участие в сообществах (слайд 11) и многое другое. Но сегодня я хотела бы рассказать о непосредственной работе с детьми через Интернет. Мы часто сетуем на то (перечень на слайде), что на уроке катастрофически не хватает времени, на то, что дети совершенно не умеют самостоятельно работать, на то, что трудно дифференцированно подойти на уроке к детям; на то, что дети некачественно выполняют домашние задания. Все эти проблемы, да и многие другие может решить внеурочная работа с детьми через Интернет. (слайд - дети будут… грамотно работать и культурно общаться в Интернете) В последнее время наметилась тенденция ухода детей в это огромное информационное пространство, и с этим ничего не поделаешь. А вот грамотно направить путешествие детей по дебрям Интернета, чтобы они там не заблудились и не ушли, куда не следует, это в какой-то мере в наших силах. Раз гора не идет к Магомеду, то Магомед должен пойти к горе. Я так и поступила: создала сайт для своих учеников. (слайд – стр. «Информация о сайте») Сайт работает еще немного времени, но я решилась о нем рассказать вам по следующим причинам: (слайд - предварительная работа) Во-первых, над проектом этого сайта я думала давно. Опробовала различные хостинги, просмотрела сайты других учителей, созданных в этих системах построения сайтов (слайд), пообщалась в личной переписке с авторами этих сайтов (слайд). И остановилась все же на самых популярных: для персонального сайта выбрала хостинг Народ в Яндексе (слайд), для сайта «Моим ученикам» - хостинг Ucoz. И сейчас подбираю хостинги для официальных сайтов учреждений, в которых я работаю. То, что предлагают на хостингах, в целом меня устроило, было из чего выбрать. Но и то, что я изучала язык HTML, тоже пригодилось. Некоторые вещи пришлось и еще придется подправить именно с помощью его. Вторая причина того, что выступаю я сегодня именно с этой темой, это то, что у меня уже был опыт общения с детьми через Интернет (добавление 2 причины): я общалась с ними через электронную почту (слайд с адресами - это электронные адреса моих учеников), «Мой мир» (слайд с друзьями - здесь видно, что все мои ученики у меня в друзьях), майл-агент (скриншоты с перепиской - через него мы обменивались сообщениями, когда у моих учеников, тех, у которых есть дома подключение к Интернету, возникали вопросы чаще всего о неполадках с компьютером) и общение через сообщество Пошатовская СОШ Арзамасского района. И этот опыт общения с детьми через Интернет показал, что работа это перспективная, заслуживающая внимания, несмотря на то, что пока еще не у многих есть дома подключение к Интернет. Пока эта проблема решается через предоставление возможности поработать через школьное подключение. И, наконец, в-третьих (добавление 3 причины), несмотря на свой молодой возраст на самом деле сайт работает, ученики им пользуются, он им нравится. Сейчас зарегистрировано 37 пользователей. И нам есть уже, чем поделиться с другими. В последнее время много создано сайтов для учителей (слайд Для кого), для обеспечения их методиками, и не так много образовательных сайтов для детей. Я говорю не об объеме материала по различным предметам, выложенного в Интернет, этого там предостаточно, детям сейчас не составляет труда написать реферат на любую тему, и говорю не о сайтах дистанционного обучения детей или организованных там конкурсах (к ним я собираюсь привлечь и своих учеников). Я говорю сейчас о сайтах, которые (слайд – предназначение сайта для учеников) направляют школьников в подготовке их к урокам, учат их правильно учиться, развивать в себе познавательные и другие способности, проводить исследовательскую деятельность, грамотно и культурно общаться. Наши дети участвуют в различных форумах, и не всегда они делают это корректно, а мы не можем это проконтролировать и поправить их. На своем же сайте сделать это реально. Мой сайт отличается от традиционных сайтов школ. Здесь нет титульной страницы с описанием школы, учебных программ, реализуемых школой; сведений о применяемых учителями технологиях, нет методического сопровождения для учителей. Поэтому я и называю его неофициальным школьным сайтом. Но, несмотря на все это, он решает все 3 вида задач образования: обучающие, развивающие и воспитательные. Начну с обучающих: с этой целью по каждому дню и для каждого класса расписаны уроки и дано их краткое описание (слайд). Здесь немного скажу о навигации сайта. На описание урока можно попасть тремя путями (слайд со скриншотами): 1. По календарю «Уроки по дням» (слайд – здесь расписаны уроки на конкретный день); 2. По категориям «Уроки по классам» (слайд – здесь раскроется описания уроков по конкретному предмету для конкретного класса); 3. на эту же страничку можно перейти по гиперссылкам из Расписания уроков (слайд со скриншотом) на главной страничке сайта «Готовимся к урокам». В описаниях уроков по каждой теме даются ссылки на интернет-ресурсы и на презентации, выложенные на сайте (слайд со скриншотом). Я стараюсь подобрать презентации к каждому уроку. Это своего рода опорные конспекты. Дома дети могут по выложенным на сайте презентациям повторить весь материал, пройденный в школе (вспоминают все сказанное на основе каждого слайда). Каждый класс оформлен своим цветом. После описания урока можно оставлять комментарии. И если возникнут вопросы при подготовке домашнего задания, можно будет обратиться через личное сообщение. В личных сообщениях я так же хвалю детей за достигнутые успехи и корректно поправляю их, если они что-то делают не так. (Но чаще все же хвалю). Весь материал сайта выложен в каталоге файлов. Для этого я создала разделы: презентации, текстовые файлы, графические файлы, программы. А уж в каждом разделе есть категории по темам преподаваемых мной предметов: физики и информатики. Среди текстовых файлов я начала выкладывать теоретический материал, сборники задач, а так же материал к проверочным работам. Все файлы заархивированы с помощью программы WinRAR. Ко всем программам, с помощью которых можно открыть предлагаемые файлы, на днях сделаю ссылки на их закачку из Интернета или с моего сайта. В раздел Программы еще помещу модели как готовые так и созданные моими учениками (слайд – модель Связь колебаний с движением по окружности, но это для другого рассказа) В каталоге сайтов имеются ссылки на сайты по разделам: (слайд) поисковые системы, обучение, физика, информатика, развитие, самопознание и самовоспитание, другое. О трех последних скажу чуть позже. На страничке Тесты можно потренироваться при подготовке к проверочным работам. На сайте предлагаются тесты, подобные тем, что будут даны при проверочных работах. Так же планирую выложить тесты для подготовки к ЕГЭ. Есть здесь тесты и для самопознания (но об этом чуть позже) В связи с тем, что мы вместе с учениками увлекаемся проектно-исследовательской деятельностью, я выделила это направление на отдельную страничку. Здесь я начала выкладывать работы, с которыми наши ученики принимали участие (и нередко выигрывали) в различных конкурсах от районного до всероссийского масштаба. Здесь вы увидите работы не только по информатике и физике, но и по другим предметам, так как, во-первых, при их оформлении я и мои ученики использовали информационные технологии, а, во-вторых, исследовательская деятельность, как известно, не имеет границ. В помощь для ребят, занимающихся исследовательской деятельностью, на этой страничке я создала раздел, где начала собирать материал из рекомендаций в виде текстов, презентаций, ссылок на сайты. В категории Ваши работы ученики сами могут поместить здесь свои работы, это своего рода «портфолио учеников» Первоначально я создала на сайте страничку «Это интересно» с материалами по физике. Но отложила пока этот материал для сайта ребят (моих кружковцев), над которым они сейчас работают. Потом мы сделаем сноску на их сайт. А вместо этого перенесла из форума (о нем чуть позже) материал по развитию умственных способностей. Вот мы и подошли ко второму виду задач, решаемых на сайте: развивающим. На сайте выложен материал по развитию всех умственных способностей: восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение и я добавила сюда еще развитие речи и эрудицию. На форуме я дала детям объяснения по каждому виду познавательной деятельности и попыталась вызвать их на разговор, нужно ли развивать свои познавательные способности и как это делать. Сами дети создали там же на форуме головоломок свои темы, и сами управляют этим и другими форумами (т.е. являются модераторами). Они дают такие интересные ссылки, что и взрослый сломает голову (слайды). Я же их использую сейчас на уроках информатики, изучая основы логики. А на страничке «Игротека» по каждому виду познавательных способностей детям даю специальные подборки развивающих упражнений, распределила их по дням недели: Понедельник "Задания на восприятие", Вторник "Задания на внимание", Среда "Задания на память", Четверг "Задания на логику", Пятница "Задания на воображение", Суббота "Задания на развитие речи", Воскресение "Задания на эрудицию" (слайд) Дети в личных сообщениях пишут мне ответы, и я подвожу итоги, о которых пишу на страничке Доска объявлений в Книге рекордов сайта. Это своего рода виртуальная игротека. В свое время я долго вела кружок «Игротека» по развитию у детей познавательных способностей. Со своей программой участвовала в различных конкурсах, в одном из которых выиграла для школы гран-при 10000 рублей. Поэтому мне эта тема близка, и считаю мотивацию и развитие познавательных способностей первичными по сравнению с изучением самого предметного материала. Никогда ученик с неразвитыми познавательными способностями не сможет усвоить материал предмета. Но все же считаю, что и развитие является вторичным по сравнению с воспитанием в детях нравственности, культуры, воли и т.п. Можно быть умным негодяем и в то же время не зная математики и физики, быть добрым и порядочным человеком. Так что же важнее? Именно поэтому я создала на сайте форум, на котором предложила детям обсудить вопросы по самовоспитанию, общению и др. И что интересно, дети сами подхватили мой почин и создали такие темы как отношение к наркотикам, самоопределение в жизни и др. И рассуждают они довольно-таки грамотно. На сайте есть функция повышения в звании тех, кто активно участвует в форумах. Один из разделов форумов посвящен самому сайту, в котором обсуждается, как можно его еще улучшить, и об участниках сайта, где дети написали, что не будут против того, что если к нам присоединятся ребята из других школ. Сейчас на сайте 37 пользователей из Пошатовской и Мотовиловской школ, так как именно в этих школах я веду уроки и кружки. Есть на форуме и раздел об уроках, что дети о них думают, какие считают наиболее интересными и т.п. Есть раздел о досуге детей и многое другое. Есть на сайте страничка с фотографиями. Пока я там выложила фото с конкурсов, с уроков и организовала конкурс фотографий, но похоже он переместится на сайт еще одного моего ученика. На днях он создал такой: Оценка фото. (Тему придумал сам, я исправлять не стала, теперь думаю, что ему предложить, чтобы этот сайт стал посещаемым. Сделала на его сайт ссылку со своего.) Все странички сайта и способы навигации подробно описаны на странице «Описание сайта», где имеются ссылки на все наиболее важные материал. Здесь можно прочитать, что на сайте еще имеются статистика, опрос, мини-чат… Мой сайт адресован именно моим ученикам. Конечно, я не исключаю возможности посещения сайта другими учениками, я не против этого. Однако по материалам Юрия Ээльмаа личные общения с такими учениками маловероятны, скорее всего, они будут только пользоваться выложенными на сайте материалом. Так как хотя у современных школьников наблюдается очень интенсивная сетевая активность, она в большей степени коммуникативная (вспомним вездесущий Vkontakte.ru!) и развлекательная, нежели нацеленная на информационный поиск и самообразование. Если только кто-то увлечется Игротекой и форумом. Таким образом, наиболее вероятным потенциальным пользователем учительского сайта оказываются «свои» ученики. Перед нами – новая, параллельная очной форма взаимодействия «учитель-ученик», которая может дать интересные результаты. Так как компьютер: 1. хорошо мотивирует в изучении любого предмета. Современные методы обучения гораздо более интересны детям, чем просто тетрадь и доска; 2. позволяет работать в индивидуальном режиме; 3. учит работать самостоятельно и автономно; 4. позволяет ученикам не бояться делать ошибок, так как об этом будут знать только он и компьютер; 5. обучает самоконтролю и самоуправлению. 6. Позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; 7. моделировать различные ситуации и среду; 8. создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии ребёнка. Итак, подведем промежуточные итоги: Сайт стал посещаемым Дети, у кого есть подключение к Интернету, дети детского дома и посещающие кружок по информатике имеют возможность активно готовится к урокам. Сайт используется и на самих уроках Есть возможность развивать свои познавательные способности. Привлекают детей на форумы несмотря на серьезность поднятых там тем. Остается отметить, что даже отстающие ученики охотно работают на моем сайте. Возрастает эффективность организации обратной связи от обучающегося к учителю. Дополнительно: Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию...». Темпы развития современного общества диктуют правила в школе, которая в нынешних условиях должна готовить своих учеников к жизни в этом обществе, воспитывать в них совершенно новые качества. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место. Растет количество учеников, «подключаемых» к Интернету, и я рассчитываю, что к тому времени, когда все ученики будут активно использовать информационное пространство, сайт будет уже сформированным и работать в полную силу. Мне понравилась новая постановка задачи учителя: где-то я прочитала, учитель должен быть модератором обучения детей. Т.е. это как управление форумом на сайте. Вот таким модератором я пробую быть у своих учеников. Суть такой технологии – это развитие способности к самообучению. В своей практике я использую современные педагогические технологии: 1. технологии проектной деятельности, 2. информационно - коммуникационные технологии, 3. технологии успеха каждого ученика, которые способны обеспечить (само) развитие ученика. 4. Личностно-ориентированный подход 5. Проблемные уроки Выдержки из авторского проекта Юрия Ээльмаа: Персональный сайт выступает не инструментом решения коммуникативных задач, а решает иные образовательные задачи. 1. Индивидуализация содержания. В классе перед нами сидят ученики разного уровня подготовки, разного темпа освоения материала, слабые и сильные. Дифференциация заданий в условиях обычного урока не всегда реализуема. На сайте же можно размещать вариативный материал: для сильных и заинтересованных – дополнительные задания повышенной сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание урока. Для слабых – задания тренировочного плана, задания с разъяснениями, как выполнять, комментарий ошибок, варианты заданий для исправления оценок и пр. Что в этом случае мы получаем? Экономию времени на уроке и перенос части обучающего времени в Сеть. 2. Конспект. Как известно любому учителю, в обычном классе соседствуют ученики аудиального и визуального типов восприятия. Первым проще воспринимать материал на слух, вторым удобнее, если он представлен графически (например, на доске). Работа на уроке часто сводится к тому, что от ученика требуется динамическое переключение этих каналов (сейчас слушаем, потом обсуждаем, потом записываем). Даже старшеклассникам трудно не терять нить урока и при этом фиксировать его ход письменно, в виде конспекта, который мы часто предлагаем им вести. Записывая «слова», они теряют общий смысл, логику, эмоциональный настрой. Между тем существование электронных версий материалов, которые по окончании урока можно было бы найти на сайте учителя, позволило ученикам сфокусировать внимание на самом ходе урока, на словах учителя и высказываниях одноклассников и работать более продуктивно. Здесь же отметим важность полноценных конспектов для учеников, пропустивших учебу по болезни или другим причинам, детям, находящимся на домашнем обучении. 3. Сайт как точка входа в сетевое образовательное пространство + возможности дополнительного образования. На многих учительских сайтах в различных формах можно увидеть список ссылок на веб-ресурсы (иногда они сопровождаются аннотациями). Это тоже расширение содержания образования, привлечение дополнительного учебного материала, новых информационных источников. Не секрет, что практически освоение Интернета ученикам происходит более динамично, однако назвать ученический веб-серфинг содержательным и образовательно-ориентированным можно далеко не всегда. В этой связи учительский сайт может выступать в качестве Интернет-навигатора для учеников. Диалог со своими учениками в классе может быть дополнен и содержательно расширен на учительском сайте. Здесь же отметим общепедагогический момент. Большинство сегодняшних школьников – представители поколения, для которых в будущем вопрос культуры сетевого общения будет вопросом личной и профессиональной социализации. То, что современный подросток переносит в Сеть свои коммуникативные модели (зачастую от культуры далекие) в будущем может сформировать у него представление о таком общении как норме. И учитель, ведущий с учеником Интернет-диалог также дает ему практический опыт этого типа общения. В этом, как мне кажется, заключена очень важная педагогическая возможность учительского сайта. 4. Популяризация детских достижений, демонстрация продуктов деятельности. Очевидно, что красноречивее любых формальных категорий и грамот о качестве работы учителя свидетельствует уровень работ его учеников. Сайт – прекрасная выставка таких работ в различных форматах. Они могут стать поводом как для профессионального диалога с коллегами, так и быть фактором повышения ученической самооценки. 5. Реализация возможностей дистанционного образования. Есть дети, которые пропускают занятия (по болезни, «спортсмены», активно занимающиеся в кружках, 11-классники, которые ходят на курсы). Для них можно размещать задания, ссылки на источники, дополнительный материал. Можно комментировать выполнение этих заданий. То же самое – для организации индивидуальной учебно-исследовательской работы. Целью формулирования этих теоретических положений являлась попытка определить актуальные и уникальные возможности учительского сайта как образовательной реалии. Ведь учительский сайт как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие. С этой же точки зрения не имеет смысла создавать сайты, являющиеся переложением «бумажных» пособий в электронные – это не привносит ничего нового и работать не будет.

текстовые файлы
Категория: статьи, выступления | Добавил: mychildren
Просмотров: 1616 | Загрузок: 333 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]