Вторник
21.11.2017
11:24
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
C какой целью вы выходите в Интернет?
Всего ответов: 1212
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » статьи, выступления

Формы объединения родителей и детей в едином воспитательно-досуговом пространстве
[ Скачать с сервера (55.5Kb) ] 20.01.2009, 23:46
Что родители чаще всего спрашивают у детей, возвращающихся из школы?.. Правильно: «Какие отметки получил?» Очень часто наибольшее внимание уделяется учению ребенка, и в семье следят главным образом за прилежанием, усвоением материала, добросовестностью выполнения домашнего задания, за самостоятельностью в работе, за дисциплиной. И не всегда родители интересуются другой стороной жизни детей. Приведу выдержку из книги серии «Мир детства»: «На вопросы: «Чем интересуется ваш ребенок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» – обычно следовали такие ответы: «Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять побольше», «Кто его знает, чем он интересуется. Ему надо учением больше интересоваться» ». И постепенно у ребенка создается впечатление, что самое главное – это его учение, его личные успехи в приобретении знаний. А отношения с товарищами, общественные заботы, поручения коллектива, участие во внеклассных мероприятиях рассматриваются как второстепенные, что отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Такой ребенок развивается однобоко, так как высоконравственный стиль жизни складывается как из понимания детьми общественного смысла учебы, так и радостном участии в общем и нужном всем деле. Родители должны очень внимательно относиться не только к учебной, но и  к досуговой деятельности своих детей. 
        Прошли те времена, когда школьников объединяла пионерская организация. В настоящее время возникло много неформальных объединений детей, чаще всего не контролируемых взрослыми. Такие дети вне школы предоставлены сами себе. В связи с этим основная нагрузка по организации досуга детей легла на педагогов дополнительного образования. Именно им предстоит как можно больше детей отвлечь от улицы, привлекая их к кружковой деятельности. Я не буду говорить здесь о том, какими увлекательными должны быть занятия кружков, чтобы поддерживать интерес детей к художественной и исполнительной деятельности, к спорту и другим видам занятий. Разговор о другом: как может  повлиять на ребенка систематическое внимание родителей к его занятиям, соответствующая поддержка и одобрение. И вот для этого руководителям кружков необходимо самим обратиться к родителям за помощью, а еще лучше привлечь и их к кружковой деятельности. Здесь уместно вспомнить старую для всех истину о воспитании собственным примером. И если родители сами будут с удовольствием принимать участие во всех делах школы, сообща трудиться и отдыхать, то у детей тоже будет формироваться чувство коллективизма, ответственности за общие дела, доброе отношение друг к другу. 
        Другой положительный результат такой совместной работы – это лучшее познание родителями своих детей: именно в досуговой деятельности хорошо видны все «плюсы» и «минусы» во взаимоотношениях школьников. Немалую роль играет и тот факт, что родители, участвуя во внеурочных мероприятиях, бывают в курсе всех школьных событий, а соответственно могут ненавязчиво поддержать и продолжить дома проводимые в школе беседы и воспитательные мероприятия на нравственно-этические и другие темы. Таким образом, возникает благоприятная атмосфера единства семьи и школы, которые вытекают из правильного понимания целей, задач, способов воспитания, индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку в такой атмосфере легче живется, развитие его личности проходит намного успешнее. Такая работа влияет и на отношения внутри семьи. Всем хорошо известно, что близость, дружба в семье могут в очень многом зависеть от того, есть ли общие дела, думы, переживания у детей и взрослых. С этой целью стараемся привлечь к досуговой деятельности и пап. И надо сказать, что нам это удается: папы принимают активное участие во многих мероприятиях школы. 
        Теперь поконкретнее. Первое, и самое, наверное, главное направление кружков – это трудовое воспитание школьников, на что и направлена работа кружков по рукодельному творчеству. «Сущность человека лучше всего, благороднее всего и совершеннее всего выражается через его деяние, через труд и творчество» – эти слова, так удачно найденные Александром Фадеевым, относятся как к взрослым, так и к детям. Другую прекрасную мысль высказал К.Д. Ушинский: «Лучшая форма наследства оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование: если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья». В нашей школе имеется несколько рукодельных кружков,  обучающих детей работе с разными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. На некоторые занятия приглашаются родители детей, и они с удовольствием делятся своим опытом. Приходят родители и на классные мероприятия. Дети таким встречам рады.  А на некоторых семейных мероприятиях организуются выставки семейных рукодельных работ (фото). Так же мы знакомим детей с рукодельными работами наших бабушек (фото). Другой вид труда – это сельскохозяйственный. В сельской местности без такого труда не обойтись, и конечно  же к нему привлекаются и дети. О результатах такой работы говорят ежегодно проходившие у нас в школе выставки  «Дары осени», в которых принимают участие вместе с детьми и их родители. И, наконец, бытовой труд детей. Родители поддерживают участие детей в работе по уборке классов и мало того, сами принимают участие в ремонте и благоустройстве. 
        Я перечислила направления физического труда. Но есть и другой труд, не менее важный, - это труд умственный.  «Не может быть трудолюбив малодумающий человек. Чем умнее человек, тем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляются у него наклонности к разнообразным видам деятельности» - читаем у Сухомлинского. Чтобы ребята уважали физический труд, надо научить их уважать труд умственный. И в этом тоже может помочь его величество кружок, но не столько рукодельный, сколько интеллектуальный. У нас в школе существует развивающий кружок «Игротека», построенный как раз на умственном труде детей. Дети играют в интеллектуальные игры и разгадывают головоломки, как на занятиях кружка, так и дома. Домой они берут задания и для родителей. На кружке дети учатся играм, в которые можно играть всей семьей. Участвуют родители и в общешкольных мероприятиях проводимых кружком. Так, например, в интеллектуальной игре «Татьянин день» участвовали и взрослые Татьяны и дети. А в мероприятии «Человек – существо разумное» родители соревновались со своими детьми – команда родителей против команды детей (видеозапись). 
        Здесь следует сказать, что не случайно занятия и мероприятия интеллектуального кружка проходят в игровой форме. Все великие педагоги, ратуя за воспитание, не отрицали огромного значения игр. «Воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре, - писал Д.С. Макаренко, - каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». «Игра – это мир практической деятельности для ребенка, - считал Ушинский, - в игре удовлетворяются и физические и духовные потребности, в ней формируются его ум, сердце и воля». «Игра и труд в воспитании не отделимы, - высказывался Ю.П. Азаров, - игра только внешне кажется беззаботной и легкой». «Без игры нет и не может быть полноценного развития» , - читаем у В.А. Сухомлинского. «Игра – дело серьезное» – таков девиз нашего кружка. Игры могут оказать большую помощь и в учении. Они развивают наблюдательность, память, внимание, логику и др. Справедливо сказать, что игра занимает существенное место не только в досуге школьника, но и в становлении его личности. И как меняется отношение ребенка к игре, когда в ней принимают участие взрослые, для него она становится еще более важной, еще более серьезной. В игре правила одинаковы для всех, и взрослые здесь уже не командуют, а общаются с детьми на равных. 
        Играем мы не только в интеллектуальные, но и  в подвижные игры. Часто учитель физкультуры уступает развивающему кружку спортзал. Надо сказать, что и на спортивных кружках в нашей школе занимаются как дети, так и родители. На высоком уровне у нас проходят Дни здоровья, в которых также принимают участие учителя и родители, объединившись в команду, имеющую свою команду и свой девиз. Правда после таких мероприятий все болит: и руки, и ноги, но это не мешает нам ощущать огромное удовлетворение от проделанной нами работы по воспитанию наших детей. Часто у нас бывают и «Веселые старты» по классам, которые проходят в двух вариантах: это или соревнования между семьями, или соревнования между командой детей и командой родителей. Победителями бывают как дети, так и родители. 
        Слово «игра» входит и в такие понятия как «игра на сцене», «игра на фортепиано», «игра воображения»… И это не случайно. Игра – это очень широкое понятие, это, как мы определили с детьми, искусственное создание каких-либо ситуаций. И этим мы занимаемся с детьми на кружке «Сценическое творчество». Я не буду сейчас говорить о победах этого кружка на различных районных конкурсах. Речь сегодня не об этом. А о совместной досуговой деятельности детей и родителей. И в сценическом творчестве эта работа проводится тоже успешно. Родители вместе с детьми и учителями участвуют почти во всех концертах и спектаклях школы. И я бы заняла сейчас очень много времени, если бы стала перечислять все культурно-массовые мероприятия, в которых участвовали родители. И, конечно, самые интересные выступления получаются, когда участие принимают папы. Так, например, на одной из фотографий запечатлена сценка, кстати, про сложности в воспитании детей,  где артисты все были из разных семей. А в этот новый год наоборот: мы показали замечательный, красочный спектакль «Щелкунчик», в котором маму, папу и Мари играла целая семья, а Фрицем они к себе взяли мальчика из детского дома.
        О детях детского дома надо сказать особо. То, что в нашей школе учатся не только родительские дети, возлагает на нас особую ответственность. Я имею в виду как учителей, так и родителей, которым, кстати, отношусь и сама. Организовывая огоньки, походы, поездки и др. классные мероприятия, мы никогда не забываем о детях, которые растут без родителей. Мы всегда привечаем их, когда они приходят в гости к нашим детям. Стараемся создать им такую обстановку, чтобы они чувствовали себя, как дома. И дети это чувствуют. И порой даже приходят за советом в трудных для них ситуациях. Мы поддерживаем дружбу наших детей с детьми детского дома. А в годовой план родительского комитета включен пункт об организации и проведении акции милосердия «Детям детского дома». Тот факт, что педагог дополнительного образования является в то же время и председателем родительского комитета, видимо, имеет положительное значение: я являюсь как бы объединяющим звеном между родителями и педагогами, организующими досуговую деятельность детей: руководителями кружков, классными руководителями, воспитателями детского дома… 
        И еще об одном пункте программы работы родительского комитета хочется сказать. Это сбор детьми вместе с родителями семейных летописей. Работа очень интересная и важная. А две таких работы в прошлом году были удостоены грамотами лауреатов конкурса «Моя семья в истории страны» по двум разным номинациям. Таким успехом мы обязаны той организационной работе по объединению учителей, воспитателей детского дома и родителей в едином воспитательно-досуговом пространстве. Но главное, не призовые места. Главное что наши дети воспитаны, культурны, вежливы… Нам не стыдно за них, когда в школу приезжают гости или когда мы едем с нашими детьми в другие села и города. Наши дети всегда приветливы, добры и  им не чуждо  чувство юмора.
Категория: статьи, выступления | Добавил: mychildren
Просмотров: 916 | Загрузок: 91 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]