Воскресенье
11.12.2016
11:02
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 1375
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » статьи, выступления

Современные интерактивные технологии образования
[ · Скачать удаленно () ] 01.03.2014, 14:26

Здесь представлены наброски к выступлению на педчтениях «Инновационная стратегия образования в ВУЗе и школе в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты» и презентация с макросами для выполнения слушателями интерактивных заданий в процессе выступления.

Наброски к выступлению

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. За короткие сроки обучения необходимо  получить большой объем информации, современные условия образовательного процесса предъявляют жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Мы все хорошо знаем, что в основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который в первую очередь основан именно на интерактивном обучении.

Зачем это нужно?

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и привел в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе­ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень просто:

«Только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Пирамида обучаемости      

§  Лекция – 5 %

§  Чтение – 10 %

§  Аудио-, видео- обучение -20 %

§  Демонстрация, показ – 30 %

§  Дискуссия, диспут – 50 %

§  Практическая деятельность – 75 %

§  Учащийся обучает других учащихся – 90 %

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

• субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности)

• многосторонней коммуникации

• конструировании знаний учащимся

• использовании самооценки и обратной связи

• активности учащегося.

Известно, что Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть такого обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

Схемы взаимодействий

Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Активный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении

Не меня учат, а я учусь

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.

Для пассивного обучения – это знаниевый подход. Причём чаще всего – силовыми методами. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи. То есть выстраивает некий алгоритм обучения. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.

В теории педагогики предложены различные классификации активных методов обучения . При этом все авторы выделяют следующие активные методы обучения:

–        методы проблемного обучения (проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский);

–        методы программированного обучения;

–        методы интерактивного обучения (игра, тренинг, анализ конкретных ситуаций, проектный метод, дискуссия).

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Теперь предлагаю вам выполнить такое задание, объединитесь, пожалуйста в пары, вам за 5 секунд нужно нарисовать торт – вид сверху, теперь разделите его на 3 неодинаковые части. А теперь к каждому кусочку напишите словосочетание с прилагательным «Интерактивный», «интерактивная» или «интерактивное» в том соотношении, в каком вы чаще встречались с данными словосочетаниями.

Прежде чем продолжить, скажу, благодаря подобным приемам активными становятся даже те, кто предпочитал отсидеться в уголке, ничего не делая. Согласитесь? Вообще, одной из отличительной особенностей активного обучения является принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

А теперь попробуйте между собой выяснить, какое словосочетание в большом куске оказалось у большинства из вас?

А есть те, кто написал словосочетания интерактивная доска или интерактивное оборудование в самом большом кусочке? А кто вообще написал эти словосочетания?

Какие еще есть варианты?

Действительно,  с внедрением в обучающий процесс интерактивными стали называть технологии, осуществляемые с применением интерактивного оборудования и вообще ИКТ

Только что мы говорили об интерактивных технологиях, как об взаимодействии учеников и учителя, а тут больше об интерактивном оборудовании. Какие вопросы напрашиваются?

Почему электронные доски называют интерактивными? Что относится к интерактивным технологиям: диалог учеников и учителя или работа с использованием современного интерактивного оборудования?

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что слово интерактивный  означает основанный на взаимодействии, диалоге. А если углубимся в его этимологию, то увидим, что происходит оно от англ. interactive «взаимодействующий», далее из interact «взаимодействовать», далее из inter «между» + act «действовать». Первая часть — из лат. inter-«между» Вторая часть — из actus «действие» из agere «приводить в движениегнать» Таким образом, интерактивность можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, в технологии интерактивного обучения интерактивные методы стали определять как способы целенаправленного усиленного межсубъектного  взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития.

Однако, взаимодействие может происходить и по отношению к неодушевленному предмету. Таким образом, в современном понимании есть несколько значений слова интерактивность, рассмотрим два из них. Первое это интерактивность, как степень взаимодействия, при котором цель достигается информационным обменом элементов системы, т.е. речь идет о двухсторонней связи.

Если перевести это на информационное взаимодействие между учениками и учителем, то ИНТЕРАКТИВНЫЙ — ИНТЕРАКТИВНЫЙ. Основанный на взаимодействии. Применительно к процессу обучения означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

И во-вторых, интерактивность  в информационных системах, их способность  активно и адекватно реагировать на действия пользователя. Такое свойство считается признаком того, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.

В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете: получение информации;  общение с другими людьми.

Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Но не буду больше пытаться найти плюсы интерактивных технологий, осуществляемых с помощью современных информационных средств. Давайте лучше попытаемся как-то систематизировать возможности интерактивной работы в обучении.

Опираясь на собственный опыт, я попыталась произвести следующую классификацию: (в презентации)

Конечно же, для достижения новой цели образования, которую можно выразить в двух словах «научить учиться», в обучающем процессе необходимо использовать оба вида интерактивности. А еще лучше в совокупности.

Меня, как учителя информатики больше интересуют интерактивные технологии, основанные на использовании информационных технологий.

В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

  • видео-лекции;
  • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • электронные мультимедийные учебники;
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  • видеоконференции.

Использование ПК в образовательном процессе. Программные продукты, используемые в учебных целях: электронные каталоги, энциклопедии, расчетные программы, электронные учебники, компьютерные игры - тренинги, обучающие и  контролирующие игры.

Прежде всего, мы можем воспользоваться возможностью мультимедийных технологий для их визуализации, интерактивности.

В Дидакторе (http://didaktor.ru/priemy-pedagogicheskoj-texniki/) описывался не один такой модернизированный приём.

1. Старый приём на запоминание большого массива данных  с помощью карточек-СОРБОНОК.

2. Часто применяемые учителями на уроках и внеурочное время ребусы, шарады, анаграммы и другие интеллектуальные головоломки превращаются в увлекательные анимированные дидактические игры.

3. Приём оперативной проверки знаний ТРАФАРЕТ.

4. Приём сжатия, обработки учебной информации ОПОРНАЯ СХЕМА приобретает новый качественный уровень, когда мы побеспокоимся об её интерактивности.

5. Эффективность систематизации знаний с помощью таблиц также повышается, если мы создаём ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТАБЛИЦЫ.

6. Уникальные находки гениального В.Ф. Шаталова очень свежо смотрятся в ИНТЕРАКТИВНОМ ОПОРНОМ КОНСПЕКТЕ.

Такие примеры можно продолжить. Всё зависит от того, насколько современный учитель творчески отнесётся к трансформации старых, порой забытых методических приёмов и техник.

Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения.

 На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски. Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс о бучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления, контроля и самоконтроля знаний.

 Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, "мыши" и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.

 Вместе с интерактивной доской поставляется программное обеспечение. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки).

Здесь хочется сделать такое разделение на работу у доски учителя и ученика

Дистанционное обучение - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств,

которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин,

диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит

от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Moodle

В настоящее время есть  большое  количество программ и сервисов, с помощью которых можно создавать образовательные  ресурсы, многие из них требуют знания основ программирования, что обычному учителю «не по плечу». Но существуют программы и сервисы, которые может освоить самостоятельно и обычный учитель. Примерами являются «Hot Potatoes» и Classtools.net. Познакомимся с ними более подробно. В работе предлагаются ссылки, которые могут помочь в освоении данных ресурсов и знакомят с примерами заданий, созданных на их основе.

Электронное интерактивное обучение – образовательная технология,

при которой для передачи формальных и неформальных инструкций,

поддержки и оценки

используются сетевые технологии

(Интернет и корпоративные сети)

Инструменты электронного интерактивного обучения

*      Веб-конференции

*      Онлайн-семинар

*      Вебинар

Сервисы веб 2.0 Виртуальные доскиГрафика онлайн (редакторы, хостинг, анимация, коллажи)Презентации, публикации, видеоролики (mix): Офисные технологии, документ-сервисы: Органайзеры, информеры Работа с группами, планировщики, закладки: Визуализация (данных, информации, процессов и т.д.) Вебинары, уроки, классы, консультирование, конференции, встречиБиблиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидениеКартыСайты, блоги, визиткиТесты, опросникиМультимедиа сервисы Видеосервисы (хостинг, редактирование) Создание скринкастов Ленты времени Дидактические материалы для уроков в игровой форме (пазлы, кроссворды, ребусы и т.п.) Планировщики, конструкторы

Проектная деятельность

С помощью технологий веб 2.0 – участие в сетевых проектах с учениками, победы

 Проект предполагает также обмен инновационным опытом организации сетевой деятельности учащихся с использованием информационных технологий. Проектная деятельность позволяет более глубоко подойти к рассмотрению выбранной темы, развивает умение работать в команде, совершенствует навыки самостоятельной, в том числе и исследовательской, деятельности учащихся.

Межрегиональный сетевой Интернет-проект «Нам жить на этой земле!» проводился с 25 марта по 15 мая 2013 года Нижегородским институтом развития образования в рамках года охраны окружающей среды.  Интернет-проект был направлен на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышения уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

Одной из задач проекта значилось:

- обмен инновационным опытом организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных технологий и  развитие сетевого сообщества педагогов Нижегородской области, использующих в профессиональной деятельности сетевые технологии.
Проект «Нам жить на этой земле!» проводился в форме приключенческого  веб-квеста. Команды – это «детективные агентства», специализирующиеся на изучении и предотвращении экологических проблем.  Участники выступали  в роли начинающих детективов-экологов, разгадывали простые и сложные, а в целом удивительные  тайны планеты Земля, учились видеть большие и малые проблемы своей малой родины, действовали виртуально и реально в защиту охраны окружающей среды.

Призёры (2 место) 

Контекстное обучение

Контекстное обучение [лат. contextus - тесная связь, сцепление, сплетение] - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, что обеспечивает условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

На применение интерактивных технологий направлена деятельность кафедры информационных технологий НИРО

Кафедра информационных технологий осуществляет инновационную деятельность в области проектирования и развития информационно-образовательной среды.

·         Сетевые сервисы WEB 2.0.

·         Использование ИКТ в проектной деятельности на основе технологий сотрудничества и критического мышления.

·         «Введение в информационные и педагогические технологии XXI века».

·         «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века».

Участие в конференциях

Основные направления работы конференции:

·         ИКТ в управлении образованием (автоматизация управления ОУ, введение электронного документооборота, единой системы информационного обмена, переход на оказание государственных услуг в электронном виде, внедрение электронных журналов и электронных дневников и т.д.)

·         Использование инструментов ИКТ для повышения доступности и качества образования в условиях введения ФГОС (дистанционное обучение, организация сетевого взаимодействия, современные программно-аппаратные комплексы и т.д.)

·         Современные модели и технологии организации образовательного процесса с использованием ИКТ (образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер», проектная деятельность с использованием ИКТ, интерактивные технологии и т.д.)

·         Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности (издательское дело в школе, возможности ИКТ в организации досуга и летнего отдыха учащихся и т.д.)

·         Информационно-образовательная среда как ресурс развития талантливых детей и детей с особыми образовательными потребностями

·         Возможности ИКТ для профессионального развития педагогов и современные модели повышения ИКТ-компетентности специалистов системы образования

Инновационной экономике – инновационное образование

Под таким лозунгом несколько образовательных организаций Нижегородской области осуществляю экспериментальную деятельность по приоритетным стратегическим направлениям реализации региональной образовательной политики.

Проектно-сетевые формы профессионального развития педагогов – путь к новому педагогическому профессионализму

СЕТЕВОЙ образовательный экспериментальный проект «Нижегородская электронная школа» («НЭШ») ПРИКАЗ №133 от 22.10.2013г О реализации сетевого образовательного

экспериментального проекта «Нижегородская электронная школа (НЭШ)»

На основании Положения о проектной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО, в целях:

 - реализации  приоритетных направлений ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования»,

-  развития информационно-образовательной среды образовательных учреждений Нижегородской области

Ресурс проекта «Нижегородская электронная школа» «Эпистемотека»

https://sites.google.com/site/epistemotekann/

Риски необоснованного использования интерактивных методов

•         Непонимание того, что такое интерактив.

•         Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными  интерактивными методами.

•         Бессистемное применение интерактивных методов.

•         Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).

•         Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

  • Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.  Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Категория: статьи, выступления | Добавил: mychildren
Просмотров: 1176 | Загрузок: 111 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]