Суббота
10.12.2016
19:37
Категории каталога
по информатике [17]
Создание СМИ (внеурочная работа по информатике) [11]
Сайтостроение (работа творческого объединения по информатике) [6]
по физике [13]
по математике [3]
по музыке [0]
по педагогике и психологии [11]
статьи, выступления [15]
презентации [11]
флипчарты [7]
к доске IQboard [10]
сценарии [5]
видеогазеты [6]
видеоряды [2]
видеозаписи [3]
Форма входа
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
C какой целью вы выходите в Интернет?
Всего ответов: 1193
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » Файлы » мои материалы » флипчарты

Чувственное познание
[ Скачать с сервера (10.80Mb) ] 15.09.2013, 04:06
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (учебного занятия)   Информация об  авторе (ах) и предметной направленности разработки Фамилия, Имя, Отчество автора Новикова Татьяна Геннадьевна                                                                      Предмет информатика Класс 6 УМК (программа) Босова Л.Л.   Пояснительная записка и описание занятия Аннотация разработки Урок разработан в соответствии с программой Н.Н. Босовой с включением интерактивной работы учеников на электронной доске, с представлением нового материала в форме виртуальной экскурсии с остановками на трех объектах, тесно  связанных с тремя основными понятиями урока. Раздел учебной программы, тема Раздел программы: Человек и информация. Время проведения: Второй урок раздела. Тип урока Тип урока: комбинированный. Цели и задачи Цели урока: Актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира Закрепить навыки структурирования информации с помощью создания нумерованных и маркированных списков. 1.      Задачи урока: 1)      мотивировать обучающихся к познанию через организацию виртуальной прогулки; 2)      подготовить учащихся к восприятию нового материала через повторение  темы «Органы чувств»; 3)      способствовать формированию понимания значений понятий «ощущение», «восприятие» и «представление» посредством интерактивной работы с помощью электронной доски; 4)      подвести обучающихся к выводам, что ощущение и восприятие – основа получения знаний, и у каждого человека они разные, через задействование жизненного опыта школьников; 5)      расширить и закрепить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира через межпредметные связи; 6)      создать мотивацию к изучению других способов познания, подведя учащихся к пониманию об ограниченности возможностей чувственного познания через создание проблемной ситуации. 7)      закрепить практические навыки работы с программой текстовый процессор Word. 8)         Ожидаемые результаты Личностные: воспитание любви к родному уголку, формирование целостного мировоззрения Метапредметные: формирование умения определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемым результатом, владение основами самооценки и самоконтроля Предметные:  По окончании урока планируется, что ученики закрепят ранее пройденный материал по теме «Информация»,  усвоят новые понятия чувственного познания и будут готовы воспринимать в дальнейшем материал по «Логическому познанию»   Формы контроля и оценки результатов урока Фронтальный опрос в начале урока, интерактивная работа у доски, тестирование в конце урока, практическая работа за компьютером, самооценка Учет специфики новых стандартов*** Урок основан на системно- деятельностном подходе, формируются следующие УУД: Личностные:  действия нравственно- этической ориентации, смыслообразования Регулятивные: действия целеполагания,  постановка учебной задачи, самооценка  деятельности на уроке. Познавательные:  знаково – символические действия. Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  анализ  полученной информации, Коммуникативные: умение публичного выступления, тактично отстаивать свою позицию Необходимые предварительные знания и умения Теоретические знания и практические умения учащихся, полученные на предыдущем уроке. Знание основных ключевых моментов по теме «Информация» Рефлексия учебной деятельности Опрос учеников в конце урока, беседы с родителями Дополнительные задания Приведите задания на дом (предполагающие самостоятельное выполнение вне урока)                                                           Программно-техническое и дидактическое обеспечение Оборудование  Оборудование ACTIV (электронная доска и пульты тестирования)  Компьютер(-ы) / ноутбук  Проектор     Компьютеры для выполнения практической работы   Программное обеспечение  Компьютерные программы (ActivInspire)  Microsoft Office Word (для практической работы)   Дидактическое обеспечение ACTIV  Электронный конспект-флипчарт  Тест Дидактические материалы  Рисунки (встроены во флипчарт)  Схемы (составляющие понятия «Чувственное познание», встроена во флипчарт)  Таблицы (виды информации и чувств – встроена во флипчарт)  Слайды  (встроены во флипчарт)  Видео  (встроено во флипчарт)  Карточки-задания  (.к практической работе за компьютерами)   Ключевые понятия  Основные понятия: Ощущение; Восприятие; Представление;                                                                                                     Подготовка к занятию Принадлежности к занятию Учебники, тетради, ручки тексты для выполнения практической части урока в электронном виде и располагает их на ученических компьютерах Что необходимо организовать Работоспособность компьютеров, программ и интерактивной доски   Литература Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию Учебник Н.Н. Босовой для 6 класса, материалы с сайта учителя по данному уроку   Список литературы, используемой для разработки занятия Рекомендации сайта «БИНОМ: лаборатория знаний»: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/                                                                 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование ИКТ   Организационный момент Проверка готовности учеников к уроку, настрой на рабочий лад Ученики настраиваются на работу   Повторение пройденного на предыдущем уроке Учитель задает вопросы: 1.                 Чем является информация для человека? 2.                 Какие сообщения пополнят ваши знания Осуществляется переход на практическое задание: выбрать сообщение, которое будет информативным 3.                 Как знания делятся на факты и правила Осуществляется переход на практическое задание распределить сообщения на 2 части 4.                 Какие существуют формы получения знаний? Осуществляется переход на озвучивание новой темы Ученики отвечают на вопросы учителя по итогам выполнения домашнего задания, выполняют практические задания у доски Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 1-3 Режимы демонстрации и интерактивной работы учеников Мотивационно-ориентировочный этап   Учитель читает: Если окна твоего чувственного восприятия загрязнены, то ты видишь мир грязным сквозь них. Окна - это душа, а значит наш взгляд на вещи. Петер Лаустер Включает видео с видами природы поселка Пошатово После просмотра заставки: Дорогие ребята, вы сейчас еще раз увидели в видеоролике красоту, которая нас окружает. Скажите, что вы чувствовали при этом. тему нашего сегодняшнего урока «Чувственное познание» И я приглашаю вас на виртуальную прогулку по нашим природным местам. А маршрут наш будет таким: сначала мы с вами побываем в лесу ощущений, потом посетим луг восприятий и подойдем к речке представлений. А поможет нам ориентироваться, конечно, карта. Итак, отправляемся в лес, полный сказок и чудес.   Ученики анализируют эпиграф к уроку   Просматривают видео о родном поселке Рассказывают о своих чувствах             Делают запись темы в тетради Рассматривают маршрут предстоящей работы, вносят свои предложения Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 4-5 Режимы демонстрации видео и анимация на слайде     В дороге нам пригодятся знания об органах и видах чувств. Давайте вспомним, как воспринимают окружающий мир животные, что у них развито лучше. Поставьте виды чувств к тем животным, у кого они развиты лучше. Давайте проверим (щелчок по вопросу) Коршуны, ястребы, орлы... У них более развито зрение. Самые зоркие глаза в мире у хищных птиц. Именно они способны видеть с большой высоты, одновременно отслеживая, что происходит спереди и сбоку. Летучие мыши ориентируются в полете по ультразвуку, который сами же и издают. А воспринимают его, когда звук возвращается. Это значит, что у летучих мышей лучше развит слух. Волчий нос в 14 раз больше человеческого и обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у людей. А кроту совершенно не нужно зрение под землей.  Ему помогает осязание. Оно особенно тонко в коже морды крота. Осязать кроту помогает остроконечный, подвижный нос. Щелчок по человеку А что является органом осязания у человека? Правильно, кожа. А теперь подумайте, как лучше всего воспримет человек ягоды, которые у него в корзинке. Все правильно – на вкус. А помните, какой вид чувств у человека развит лучше всего. Все правильно, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения,  9% - с помощью слуха и лишь 1% отводится обонянию, осязанию и вкусу.   Ученики выполняют задания на доске, отвечают на вопросы учителя, слушают дополнения учителя Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 6-7 Режимы демонстрации и интерактивной работы учеников   Ну что же, мы немного подготовились к нашей экскурсии, теперь в путь (щелчок) Вот такими словами встречают нас обитатели леса, и давайте оправдаем их надежды на то, что мы будем вести в лесу себя достойно: не ломать веток, не рвать охапками цветы, не разорять муравейники. Мы ведь с вами воспитанные люди. Итак, вперед (щелчок по надписи «Добро пожаловать») Давайте попробуем сейчас найти обитателей леса, и сказать, какие ощущения они у вас вызывают (щелчки на триггеры – обитатели леса) Земляника сладкая на вкус, ароматная на запах Мухоморы красивые на вид, красные с белыми точками Ландыш с нежным запахом, красивыми цветами в виде маленьких колокольчиков Колокольчик тоже с цветами в виде колокольчиков, но голубого цвета Крапива зеленая, жалится Пчела тоже жалится, полосатая, жужжит Жук-олень с красивыми рогами, жужжит Комар пищит, с длинным носом, кусается Бабочки с красивыми разноцветными крыльями Бабка-коробка красная с черными точками Улитка слизкая на ощупь, с маленькими рожками и домиком-ракушкой на спине Заяц с длинными ушами, мягкий на ощупь Мы описали наши ощущения, а вернее отдельные свойства объектов. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения (запишем это в тетрадь)     Ученики выполняют задание на восприятие, отыскивая объекты на слайде. Объясняют свои ощущения                                                                 Ученики делают запись в тетради о понятии «ощущение» Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 8 Режим интерактивной работы учеников   А теперь вам такое задание. Попробуйте на слух определить, что за птицы спрятались от нас в ветвях деревьев (щелчок по значку птицы), после отгадывания (щелчок) для появления отгадки. Всегда ли нам легко определить, что перед нами, по ощущениям? (щелчок по заголовку). Вот посмотрите, здесь выглядывает чей-то рыжий хвост. Нет, это не лиса, это белка (щелчок). А вот еще одна интересная птичка (щелчок), обитавшая в наших лесах. Это вертишейка, сейчас вы слышите, как она поет. Но, если вдруг вертишейка почувствует какую-то опасность, она прячется в дупло и оттуда (щелчок). Да действительно, шипит, как змея. И даже шею вытягивает также. Можно перепутать (щелчок) И вот сейчас давайте попробуем различить некоторых животных и растения. Попробуйте их распределить в правую сторону безопасные, в левую – опасные. Если их перепутать, то можно получить смертельную дозу яда. Попробуйте их узнать (щелчки по костянике и волчьим ягодам). Это костяника, ее можно есть. А вот это волчьи ягоды, именно они ядовитые. Их ни в коем случае нельзя пробовать на вкус. Еще очень часто нас смущают плоды ландышей (щелчок по ландышу). Они очень похожи на ягоды. Но тоже являются ядовитыми. Так же нам необходимо различать съедобные грибы от несъедобных. Ну, например, вот эти очень похожие на вид (щелчки по лисичкам и ложным лисичкам). Давайте рассмотрим их поближе. Что это за грибы? Вот это лисички. А это ложные лисички. Нужно уметь различать и змей. Кто это? (щелчок по ужу) Уж. Как вы определили? По желтому пятнышку на голове. А вот это? (щелчок по гадюке) Гадюка. Ее нужно остерегаться. Ученики отвечают с места Анализируют свои ответы и рассказ учителя, делают вывод                           Выполняют задание у доски Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 9 Режимы демонстрации и фронтальной работы                         Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 10 Режимы интерактивной работы учеников   Они такие разные, а ощущение, полученное от них, одинаковое. Как же их можно узнать? Да, конечно, можно подключить другие ощущения (щелчок по заголовку). И лишь их совокупность поможет нам узнать, что или кто перед нами. И это уже будет восприятие объекта. Итак, восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Давайте запишем в тетрадь. И сейчас мы поиграем в такую игру. Вы должны по описаниям обитателей луга, догадаться, кто это. После последней загадки: Скажите, а одинаковое ли восприятие у людей? Давайте посмотрим (щелчок по заголовку). Перед вами луг. Предлагаю вам выбрать для себя одного героя, и подумать, что бы он сказал об этом луге? Как видите, один объект, и такие разные восприятия.                   Ученики делают запись в тетрадь о восприятии   Угадывают объекты по описанию По очереди подходя к доске Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 1-3 Режим11-12 интерактивной работы учеников   Скажите, а описать объект мы можем только, когда его воспринимаем непосредственно (видим, слышим и т.д.), или это не обязательно. Правильно, мы можем описать то, что уже воспринимали ранее. И сейчас предлагаю вам отправиться к последнему этапу нашей сегодняшней экскурсии – к речке представлений Попробуйте сейчас закрыть глаза и представить рыбу. Теперь расскажите, кто что представил. И сейчас давайте представим любой из перечисленных здесь объектов. Представили? Опишите, кто что представил? А сейчас я вам покажу, что представляли ребята 7 класса, когда они проходили эту тему в прошлом году. Совпали ваши представления? Потому что мы ранее это восприняли все по-разному.   Ученики анализируют сказанное учителем, делают выводы         Выполняют задание на представление каждый индивидуально Электронный конспект-флипчарт  Слайд № 13 Режим демонстрации   Возможности чувственного познания ограничены. Законы мира, сущность предметов или явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления. Как вы думаете можно ли познать окружающую действительность в следующих ситуациях: Действительно, возможности чувственного познания мира ограничены. У всех у нас разные представления, но почему мы понимаем друг друга? Потому что законы мира, сущность предметов и явлений мы познаем с помощью мышления. Но это уже другая экскурсия. А пока давайте запишем, что такое представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. Запишем это в тетрадь.   Ученики настраиваются на продолжение изучения темы о способах познания на других уроках     А теперь скажите, кто-нибудь задумался, почему мы в определении записали, что представляем образ воспринятый ранее? А разве нельзя представить то, что вы вообще никогда не видели, не слышали, не пробовали и т.д.? Конечно можно. Только это уже будет называться воображением . Предлагаю вам сейчас придумать ранее не виданное вами плавучее средство и нарисовать его. Игра И вам задание на дом: придумать несуществующее животное (тест на развитие творческих способностей) Запишем в дневник: 2.2, ответы на вопросы Ученики усваивают дополнительный материал, продолжая линию изучения познавательных способностей Выполняют творческое задание Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 14 Режим  интерактивной работы учеников Этап закрепления пройденного Давайте повторим то, что мы сегодня проходили с помощью этой схемы, которую вам сейчас нужно будет заполнить Ученики систематизируют полученные знания Электронный конспект-флипчарт  Слайды № 15 Режим  интерактивной работы учеников Практическая часть А теперь попробуем эти же понятия оформить в виде списка. Давайте перейдем к компьютерам и выполним задания, которые вам даны на карточках. Ученики выполняют задания на составление списков Работа за компьютерами Выполнение практической работы Рефлексивно-оценочный этап   А теперь возьмите пульты управления и ответьте на следующие вопросы. Понравилась вам сегодняшняя экскурсия Все ли было понятно  Есть ли желание продолжать изучать, как мы познаем мир Посмотрите, какие результаты у нас получились Ученики голосуют по вопросам Анализируют результаты голосования Работа с пультами голосования -
Категория: флипчарты | Добавил: mychildren
Просмотров: 532 | Загрузок: 101 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]