Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Использование ИКТ
Мотивационно-ориентировочный этап
Сколько нового вокруг мы
узнаем скоро!
Нам, ребята, повезло! Учимся
мы в школе.
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
-Начинать урок пора!
Учащиеся
получают эмоциональный настрой на восприятие.
Личностные:
внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе, самооценка готовности к уроку.
Электронный конспект-флипчарт…
2 слайд, режим демонстрации
Минутка чистописания
-Вот какой красивый узор
осветило солнышко.
@@@ @@@
@@@
- Из каких букв и элементов он
состоит?
- Напишите такой же красивый
узор на листе заданий.
Анализ и воспроизведение
написания букв, элементов букв.
Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза.
Электронный конспект-флипчарт…
2 слайд, режим демонстрации,
индивидуальная работа

Вводно-эмоционный этап
- Мы закончили изучение темы
«Имя существительное». Сегодня у нас будет не обычный урок, а
урок-исследование. Вы попробуете себя в роли исследователей. А так же
поговорим ещё раз о красоте русской природы зимой.
-Кто такие исследователи, чем
они занимаются?
По всем трудным вопросам нас будут
консультировать ребята из «учёного
совета». Предметом нашего исследования будет слово-отгадка:
Невидимкою
зимою,
Он является
ко мне.
И рисует,
как художник,
Он узоры на
окне.
(мороз)
- К какой части речи относится
слово «мороз»?
В сотрудничестве с учителем учащиеся учатся ставить новые
учебные задачи.
Личностные: Осознание практической и
личной значимости каждого этапа урока.
Электронный конспект-флипчарт…
3,4 слайды, режим демонстрации,
фронтальная работа
Актуализация знаний
-Вспомним
то, что мы знаем об имени существительном.
-Что такое имя
существительное? Давайте соберем это определение из отдельных слов.
-А что такое предметы? Давайте
выберем из предложенных вам слов
-На какие вопросы отвечает имя
существительное? Давайте распределим по группам. Проверкой будет такое стихотворение: «Вот вам ответ на вопросы: кто? что? Дедушка, бабушка, шапка, пальто, кошка, собака, диван, конура,
девочка, мальчик, скакалка, игра»
-Какие имена существительные
пишутся с большой буквы? Разделите слова на нарицательные и собственные
-Назовите неизменяемые
признаки имени существительного.
Рассортируйте существительные
по родам.
Назовите изменяемые признаки
имени существительного.
Учащиеся
актуализируют знания об имени существительном, определяют число и изменяют
форму числа имени существительного, определяют род.
Метапредметные: Умение слушать
собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные:
Закрепление знаний об имени существительном, признаках имён существительных.
Электронный конспект-флипчарт
5-10 слайды, режим интерактивной работы
учеников
11,12 слайды демонстрационные
Физкультминутка
Выполнение упражнений учащимися для снятия усталости и
напряжения.
Личностные: Формирование положительного отношения к здоровому образу
жизни.
-В русском
языке учёными - языковедами выделены несколько разделов. Прочитаем названия
разделов.
1. Уч.совет Орфография – раздел науки о языке, изучающий правописание слов.
-Что мы знаем о написании
слова «мороз», найдите правописание
этого слова в орфографическом словаре.
-Вставьте в стихотворение
пропущенные буквы. (лист заданий - приложение).
Со.нце землю греет слабо,
По н.чам тр.щит м.роз.
Во дв.ре у снежной бабы,
П.б.лел м.рковный нос.
-Сравните свои записи с
записью на доске.
2. Уч. совет: Фонетика-это наука о звуках. Звук- это то, что мы
слышим и произносим.
- Проведём фонетический анализ
слова «мороз» с помощью памятки (приложение).
3. Уч.совет Лексика-это наука, которая изучает
значение слова, антонимы, синонимы, многозначность слов.
Работа со словарями.
-Посмотрим, как объяснено
значение этого слова в различных
толковых словарях.
Учащиеся получают научные
сведения о языке.
Учащиеся осуществляют поиск
информации в словаре, проверяют
написание слова по словарю.
Применяют на практике изученные орфограммы.
Контроль
выполнения заданий с помощью доски
Проводят звуко-буквенный анализ по заданному образцу.
Работать с памяткой.
(приложение)
Учащиеся
осуществляют поиск информации в
словаре, проверяют написание слова по словарю.
В.Даль:
Мороз -стыть, холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник
опускается ниже нуля.
Личностные:
учебно – познавательный интерес к новому
материалу и способам решения новой учебной задачи.
Метапредметные:
навык самостоятельного использования дополнительной
литературы и словарей русского языка.
Предметные:
Умение
определять
орфограммы гласных, согласных.
Метапредмет
ные: умение
контролировать и оценивать свою работу.
Предметные:
навык самостоятельного использования дополнительной
литературы и словарей русского языка.
Метапредметные:
овладение
базовыми предметными понятиями и отношениями между ними.
Коммуникатив
ные: Готовность
слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения.
Предметные: Умение
применять знания на практике.
Электронный конспект-флипчарт…
13-16 слайды, режим интерактивной работы
учеников
4.Уч.совет Словообразование-раздел
науки о языке, изучающий способы образования слов.
Задание: - Прочитайте ряд
слов: мороз, морозом, нет мороза, морозец, на морозе, в мороз.
-Найдите лишнее слово,
обоснуйте почему оно лишнее.
«Мозговой штурм»- метод
интерактивного обучения.
- Разберите слово
морозец по составу.
5. Уч. совет: Синтаксис- раздел
науки, изучающий предложение и словосочетание.
Задание:
«Работа в малых группах»-
интерактивный метод.
Дифференциация
по объёму.
1 группа:
-У меня рассыпалось
предложение
, помогите его
составить.(сковал, мороз, трескучий речку, быструю, льдом)
2 группа:
-Составьте предложение
из рассыпавших слов.(сковал,
мороз, трескучий речку, быструю, льдом
-Разберите предложение по
членам предложения.
-Выпишите словосочетания
6. Уч. совет Морфология-это
наука, изучающая части речи.
Задание: Выполните
морфологический разбор слова «мороз».
Работа у доски, памятки у
каждого ученика.
-Посмотрите на доску. С
позиции какого раздела науки мы ещё не исследовали слово «мороз»?
7.Уч. совет: Фразеология-
раздел науки о языке, изучающий устойчивые обороты речи..
-Прочитайте, какие пословицы и
поговорки вы подготовили со словом «мороз» и
объясните их смысловое значение. С.Ожегов: Мороз:1.Холод, стужа. 2.(разг.)Место, где
сильный холод, стужа. 3.(разг) Температура воздуха ниже нуля.
Учащиеся
предлагают, обсуждают, высказывают как можно больше
вариантов решения проблемы. Составляют предложения из слов, данных в неверном
порядке.
Учащиеся обосновывают свою точку зрения, соотносят её с мнением других, выбирать
правильную. Метапредметные:
овладение
базовыми предметными понятиями и отношениями между ними.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования
разных точек зрения.
Предметные: Умение
применять знания на практике.
8. Уч. совет Морфология-это наука, изучающая части
речи.
Задание: Выполните морфологический разбор слова «мороз».
Работа у доски, памятки у каждого ученика.
7.
-Посмотрите на доску. С позиции какого раздела науки мы
ещё не исследовали слово «мороз»?
9. Уч. совет: Фразеология- раздел науки о языке,
изучающий устойчивые обороты речи..
-Прочитайте, какие пословицы и поговорки вы подготовили со
словом «мороз» и объясните их
смысловое значение.
-Русский народ всегда любил
зиму и мороз. Поэты посвящали морозу, зиме стихи. Прочитаем небольшие отрывки
поэтических произведений, где встречается слово мороз и полюбуемся красотой
зимней природы
А.С.Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг
прелестный.
А.Фет
Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
С. Маршак
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
Учащийся
проговаривает вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности. (работа с памяткой –
приложение)
Учащиеся
анализируют таблицу.
Находят
информацию на заданную тему.
Береги нос в сильный мороз.
Мороз и железо рвёт, и на лету
птицу бьёт.
-Мороз невелик, да стоять не
велит.
-Стужа да мороз, на печи мужик
замёрз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Воспринимают художественный
текст.
Предметные: умение решать орфографичес-
кие задачи, пользуясь
«Памяткой».
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
Электронный конспект-флипчарт…
17-22 слайды, режим демонстрации
Н.Погодина
От зари ли, от мороза
Зарумянилась берёза.
Неба синь над головой
Снег, как, небо, голубой.
Яков Полонский
Вот на каретных стёклах в
блеске
Огней и в зареве костров,
Из бледных линий и цветов
Мороз рисует арабески.
Домашнее задание
- Вот и вы попробуйте себя в
роли поэтов и писателей. Напишите сочинение по теме «Морозный день» или
«Зимняя сказка».
Составлять и излагать
письменно различные виды текстов
Предметные:
целенаправленно использовать знания,
умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Рефлексивно-оценочный этап
-Какую цель урока мы ставили ?
-Что было интересно в работе?
-Что вызвало затруднение?
-Оцените свою работу на уроке.
-Поднимите сигнальные карточки, ,которые соответствуют
следующим утверждениям:
на уроке мне было все понятно
у меня возникли некоторые вопросы,
но я постеснялся их задать
я многое не понял
Отвечают на поставленные
вопросы, оценивают свои достижения на уроке .
Личностные: адекватно оценивать
свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их
преодоления, формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности