Суббота
23.09.2017
05:08
наши уроки
5 класс математика (в этом году нет) [77]
5 класс информатика [22]
5 класс музыка [9]
6 класс математика [4]
6 класс информатика [19]
6 класс музыка [1]
7 класс информатика [25]
7 класс физика [28]
7 класс музыка [2]
8 класс информатика [12]
8 класс физика [14]
9 класс информатика [36]
9 класс физика [33]
10 класс информатика профиль (в этом году нет) [60]
10 класс информационные технологии (в этом году нет) [24]
10 класс компьютерная графика (в этом году нет) [6]
11 класс информатика (профиль) (в этом году нет) [9]
кружок "Сайтостроение" [19]
7 класс геометрия [2]
7 класс алгебра [0]
Форма входа
Любимые сетевые сообщества:



Сеть творческих учителей

Календарь уроков
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 1390
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » 2012 » Сентябрь » 17 » Урок 3. Искусство открывает мир
Урок 3. Искусство открывает мир
15:37

    
   поэт Н. Добронравов                            композитор М. Таривердиев


Слушание музыки:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Малень­кий принц





 Есть такое понятие «детство человечества». Оно от­носится к древним временам, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылял­ся пропетой песней, вырезал на стене контуры живот­ных.

В ту далекую пору искусство еще не подразделялось на отдельные виды. Музыка была неразрывно связана со стихом, песня - с танцем, пантомимой и даже с ри­сунком. Да, рисунком. Потому что, до того как на­учиться писать, люди изображали предметы и явле­ния, животных и самих себя, 'пытаясь передавать друг другу различную информацию.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные сюжеты нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованны­ми в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и тем, что они выражали. Истинным мудрецом считался тот, кто обладал бога­тым воображением, способным понять хитросплетение символов. Это сейчас достаточно быть просто грамот­ным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо.

Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и во­ображение, чтобы понять произведение искусства. Ибо оно содержит смысл, который не лежит на поверхно­сти, а зашифрован в сочетаниях слов, мелодий или красок.




Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, пона­блюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через свое собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуют­ся необычными 'сочетаниями красок и даже изобрета­ют собственные слова.

Но, к сожалению, нередко бывает, что с годами чело­век утрачивает свежесть восприятия жизни и способ­ность к воображению. Об этом очень талантливо рас­сказывает французский писатель Антуан де Сент­-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц ». Вот как она начинается.


Разучивание песни "Маленький принц"

ноты

фонограмма:



скачать фонограмму
слова:

2-е голоса
Кто тебя выдумал,
звездная страна?!

Снится мне издавна,

снится мне она.


l-e голоса

Выйду я из дому,     

выйду Я из дому-    

прямо за пристанью

бьется волна.


Ветреным вечером  

Смолкнут крики птиц.       

Звездный замечу я   

Свет из-под ресниц,

Тихо навстречу мне} 2 раза           

Выйдет доверчивый           

Маленький принц.  

 

Самое главное -       

Сказку не спугнуть,

Миру бескрайнему  

Окна распахнуть.    

Мчится мой парусник} 3 раза

В сказочный путь.

           

Где же вы, где же вы,         

Счастья острова?     

Где побережие                     

Света и добра?

Там, где с надеждами} 2 раза        

Самые нежные                    

Бродят слова.           

           

В детстве оставлены

Давние друзья.

Жизнь - это плаванье

В дальние края.

Песни прощальные,

Гавани дальние,

В жизни у каждого

Сказка своя.


Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца навеян ска­зочной повестью А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц» .

В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу Землю.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве. Этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое Живое существо. Именно это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и Власть.

Он с удивлением узнал, что такое понимание жизни оказалось недоступным многим взрослым людям, ко­торых Маленький принц повстречал на своем пути. Ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звез­дочету, тратящему жизнь на подсчет своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся найти вечное забвение в вине.

И Только Летчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые пове­дал ему затерявшийся в пустыне ребенок. С той поры для Летчика и для всех нас, узнавших эту историю, Маленький принц и его далекая планета стали вопло­щением высокой сказочной мечты.

Официальный сайт маленького принца в России

Вся история человечества свидетельствует том, как опасны люди, исповедующие идеалы выгоды. Они не замечают ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истин­ные сокровища жизни.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека. Он вдруг обнаруживает, что может плакать, смеяться, со­переживать. Оказывается, все это не умерло в нем, а только забылось за годы пустой, ничем не одухотво­ренной жизни. И вот прочитанная книга, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершают чудо - чудо возвращения к самому себе, к своим исто­кам.

Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсона "Соловей"
  
Ссылка для бесплатного скачивания аудиокниги со сказками Андерсена



Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всего света. Возвра­щаясь домой, путешественники превозносили в сво­их книгах все, что им довелось увидеть. Но больше всего они восхищались соловьем, живущим в лесу, у синего моря.

Император, узнав о соловье, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают! » - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что в начале сказки император жесток и своенравен! .

Но вот император, услышав пение соловья был потрясен до слез.
Отныне император и соловей обрели друг друга. Пес­ня соловья каждый вечер радует императора и застав­ляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнару­жился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость импера­торов.Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в прос­тых словах и понятиях. Оно обращено к скрытой сущ­ности вещей. А вы ведь уже знаете, что внешнее, по­верхностное суждение никогда не бывает самым глав­ным. И когда мастер берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, то, возможно, в эту минуту ему откры­вается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми. И час его творчества ста­новится часом открытия новой, высшей реальнос­ти - реальности не менее бесспорной, чем та, которую создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это - реальность духа.

Вопросы и задания
1. «Искусство открывает мир». Как ты понимаешь эти слова по отношению к сказке х. К. Андерсена «Соловей»?
2. Был ли в твоей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения ты совершил добрый посту­пок?
3. Согласен ли ты, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
4. Внимательно рассмотри портреты великих деятелей ис­кусства. Какие черты объединяют эти изображения?
5. 3адумайся: слово дух родственно словам духовность, одухотворенность. Почему возможно говорить о реальности духа?
6. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихо­творение о музыке.  Какие чувства оно вызывает в тебе?




Категория: 5 класс музыка | Просмотров: 7584 | Добавил: mychildren | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]