Вторник
21.11.2017
11:26
наши уроки
5 класс математика (в этом году нет) [77]
5 класс информатика [22]
5 класс музыка [9]
6 класс математика [4]
6 класс информатика [19]
6 класс музыка [1]
7 класс информатика [25]
7 класс физика [28]
7 класс музыка [2]
8 класс информатика [12]
8 класс физика [14]
9 класс информатика [36]
9 класс физика [33]
10 класс информатика профиль (в этом году нет) [60]
10 класс информационные технологии (в этом году нет) [24]
10 класс компьютерная графика (в этом году нет) [6]
11 класс информатика (профиль) (в этом году нет) [9]
кружок "Сайтостроение" [19]
7 класс геометрия [2]
7 класс алгебра [0]
Форма входа
Любимые сетевые сообщества:



Сеть творческих учителей

Календарь уроков
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 1396
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » 2012 » Сентябрь » 24 » Урок 4. Искусства различны, тема едина.
Урок 4. Искусства различны, тема едина.
12:18
 


Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которы­ми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми сло­восочетаниями .
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, жи­вопись значительно выросли и расширились, стали са­мостоятельными. Каждый из этих видов искусства об­разовал как бы собственное государство со своей исто­рией, географией, населением и языком. И для того чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», лю­ди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они ов­ладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — ив конце концов по­стигают лишь одно-единственное искусство.


Пожалуй,  никакая другая наука не дается таким трудом, как наука творчества. Но что же это означает? Неужели для человека, не связанного с искусством, его мир оказывается безнадежно закрытым? Для кого же оно тогда существует? К счастью, понимать искусство можно по-разному. Если пытаться разгадать тайны мастерства, техни­ки художника, то для этого нужно много учиться, стать профессионалом. Если же стремиться понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное1 воздействие, то здесь тре­буются чуткость и внимание, воображение и наблюда­тельность. Этими качествами обладают очень многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую му­зыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

Храмы искусств


Государственная Третьяковская галерея - храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников.


Большой театр - там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.


Большой зал Московской консерватории, где учатся будущие композиторы, музыканты.




Давайте подумаем, почему искусство может быть по­нято многими людьми. Перед вами несколько различных произведений ис­кусства.


П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фор­тепианного цикла «Времена года»;

эпиграф:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."

А.К.Толстой


 
нотный пример



Р. Шуман.
  Первая утрата. Из фортепианного цик­ла «Альбом для юношества"



нотный пример

Что общего между этими произведениями?

Прежде всего мы видим, что их объединяет общая тема — осень. Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема — это то, что присутствует во всех видах искусст­ва. Это их главная мысль, идея. Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения. Сравнивая две картины — И. Левитана и И. Брод­ского, — мы наблюдаем два сходных состояния: осен­ний день, увядшая листва. Однако это лишь внеш­ний образ, выраженный в названии произведений.

И. Левитан. Осенний день. Сокольники.



И. Бродский Опавшие листья




Но ведь произведение искусства — это не просто фо­тография. В нем всегда скрыто что-то большее. «Осенний день. Сокольники»: парк, аллея, женская фигура, идущая нам навстречу... Мы невольно проникаемся состоянием этой неведо­мой нам женщины и пытаемся понять: о чем она дума­ет, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зеленым и веселым, или о чем-то ушедшем, далеком, но дорогом сердцу. Тогда не о том же самом рассказывают нам и опав­шие листья? Ведь и они когда-то распустились навстре­чу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот — все изменилось; и теперь они лежат на земле. Они все еще прекрасны, но ничто никогда не вернет им преж­них красок, прежнего веселого трепетания. Пьеса П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмот­ренным картинам. Композитор также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую чело­веческую ноту. Строки из стихотворения А. Толстого, взятые Чай­ковским как эпиграф к пьесе, подчеркивают состояние боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад...» «Бедный сад» — это не просто пейзаж, это че­ловеческая грусть, чувство жалости и смирения перед неизбежным. Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке Чайковского, полной осенней грусти и одино­чества. В представленном художественном ряду лишь одно произведение стоит особняком — «Первая утрата» Р. Шумана. Эта пьеса не содержит осенних мотивов. И все же она оказывается по-своему созвучной всем произведениям, о которых шла речь. Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы ска­зали бы о грустной мелодии, об интонации, в которой можно различить и жалобу, и упрек, и безутешность. Но если вспомнить содержание нашей беседы, то, на­верное, смысл «Первой утраты» станет более глубоким и значительным. Теперь это не просто жалоба ребенка, — теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире. Это знание угадывается уже в самом названии — «Первая утрата», говорящем о неизбежности всех по­следующих утрат. Так маленькая детская пьеса становится для нас от­крытием закона жизни, которому подчиняется все гру­стное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери. И хоть это грустный закон, в нем есть и светлая сто­рона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревь­ях появятся молодые листья... Так и человеческая жизнь — потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями. Мы рассмотрели несколько различных произведе­ний искусства. Именно их сравнение помогло нам глуб­же понять содержание темы.



Итог урока: Что такое тема произведения?

Вопросы и задания

1.     Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?

2.     Что объединяет музыкальные произведения и произведе­ния изобразительного искусства, приведенные в этом раз­деле?

3.     Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведе­ниями?

4.     Только ли тема осени объединяет представленные произ­ведения, или их смысл более глубок? Как ты думаешь, в чем он выражается?

5.     Составь свой вариант из произведений музыкального, поэ­тического и изобразительного искусства для урока-кон­церта «Природа в искусстве». Запиши его в «Дневник му­зыкальных наблюдений».

Категория: 5 класс музыка | Просмотров: 7812 | Добавил: mychildren | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]