Четверг
08.12.2016
09:02
наши уроки
5 класс математика (в этом году нет) [77]
5 класс информатика [22]
5 класс музыка [9]
6 класс математика [4]
6 класс информатика [19]
6 класс музыка [1]
7 класс информатика [25]
7 класс физика [28]
7 класс музыка [2]
8 класс информатика [12]
8 класс физика [14]
9 класс информатика [36]
9 класс физика [33]
10 класс информатика профиль (в этом году нет) [60]
10 класс информационные технологии (в этом году нет) [24]
10 класс компьютерная графика (в этом году нет) [6]
11 класс информатика (профиль) (в этом году нет) [9]
кружок "Сайтостроение" [19]
7 класс геометрия [2]
7 класс алгебра [0]
Форма входа
Любимые сетевые сообщества:



Сеть творческих учителей

Календарь уроков
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
C какой целью вы выходите в Интернет?
Всего ответов: 1193
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » 8 урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул
8 урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул
00:23

Физическая разминка (ФР):

ФР выполняется письменно в рабочей тетради.

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

 

357мм =…         43т =…          0,542нс =…       0,00032мкм =…

 

 

Определить цену деления

и показания прибора:

 

 

                мл

    

Контроль домашнего задания:

1.Рассказать о диффузии. 

2. Рассказать  о результатах домашнего эксперимента?


1. Демонстрация результатов диффузии в двух мензурках: в первой – граница вода + медный купорос размытая, а во второй – граница отсутствует (жидкость однородная).

2. Обсуждение вопроса о внешних признаках диффузии: размытость границы раздела двух жидкостей, однородность раствора после перемешивания жидкостей.


Новая тема:


                                              ЗАДАНИЕ №1

  1. Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На  промасленную  поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.
  2. Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.
  3. Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

 

Опыт 1. Нагнетание воздуха с помощью воздушного насоса, выходное отверстие которого закрыто.

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

Какое вещество сжимается? Воздух – газ. Почему при сжатии он становится упругим? Ведь воздух состоит из молекул, между которыми есть промежутки. Этот факт можно объяснить, если предположить, что промежутки между молекулами уменьшаются до определенных пределов. Затем между молекулами возникают большие силы отталкивания, препятствующие дальнейшему сжатию. Эти силы придают воздуху упругость.

Опыт 2. Анализ по фотографии формы жиринок в бульоне.

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

Жиринки имеют форму круга и не расплываются по поверхности бульона. Что удерживает молекулы жира друг возле друга? По-видимому, силы притяжения молекул.

Комментарий учителя. Существованием сил притяжения между молекулами дерева объясняется и невозможность без значительных усилий сломать даже сухую ветку дерева.

Опыт 3. Ученые провели опыт. В полый толстостенный свинцовый шар залили воду. Запаяли отверстие и ударили по шару молотом. Вода не сжалась, а просочилась через слой свинца и осела на наружной поверхности шара в виде капелек.

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

Это опыт доказывает, что между молекулами существуют промежутки. Несжимаемость воды можно объяснить только наличием сил отталкивания между молекулами при сжатии жидкости.

Опыт 4. Прилипание свинцовых цилиндриков после сжатия их гладко отшлифованных поверхностей. Удержание цилиндриками гирь массой 1 и 2 кг.

Вывод 1. Между молекулами и атомами газообразных, жидких и твердых тел существуют силы притяжения и отталкивания

Опыт 5. Сломать пополам тонкую стеклянную пластинку и попробовать соединить две ее части в одну, сдавливая друг с другом в месте разлома. Повторить опыт с кусочком мела.

Вывод 2. Между молекулами и атомами газообразных, жидких и твердых тел существуют силы притяжения и отталкивания, величина которых зависит от расстояния между частицами:

  • на некотором расстоянии друг от друга силы притяжения молекул равны силам отталкивания;
  • при увеличении расстояния между молекулами силы притяжения преобладают над силами отталкивания;
  • при уменьшении расстояния между молекулами силы отталкивания преобладают над силами притяжения.

Какими же способами можно уменьшить щели между твердыми телами                                                 или их частями, чтобы соединить между собой?

Опыт 6. Расплавить на спиртовке концы пластмассовых палочек. Сжать их.

Способ 1. Расплавить места соединения твердых тел. На этом основана сварка металлов.

Опыт 7. С помощью паяльника соединить концы медных проволок.

Способ 2. С помощью расплавленного раствора соединить части твердых  тел. На этом основана пайка деталей в радиотехнике.

Опыт 7. Склеить две полоски кожи или металла быстросохнущим клеем.

Способ 3. Основан на использовании клея.

Притяжением молекул объясняется смачивание и несмачивание твердых тел жидкостями.

Опыт 8. Прилипание стеклянной пластинки, подвешенной к рычажным весам, к поверхности воды. (Для ее отрыва используется песок, насыпаемый на противоположную чашку весов)

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

На поверхности стекла после отрыва остались капли воды, следовательно, вода смачивает стекло.

Причина: силы притяжения между молекулами воды слабее, чем между молекулами воды и молекулами стекла.

Опыт 9. Опустить пластинку парафина в воду.

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

На поверхности парафина каплей воды значительно меньше, они легко стряхиваются, следовательно, вода парафин не смачивает.

Причина: силы притяжения между молекулами воды сильнее, чем между молекулами воды и молекулами парафина.

На демонстрационный стол выставлены – сосуд с нефтью или мазутом, птичье перо белого цвета; оборудование для проведения экспериментов: отрезки карандашей, пластилиновые шарики, кусочки мыла, деревянные бруски.

Опыт 10. Опустить птичье перо в стакан с нефтью. Оно покрывается слоем нефти.

Объяснение результатов опыта с учетом мнений учащихся.

Нефть смачивает птичьи перья, что ведет к гибели птиц. Вот почему нефть, разлитая по поверхности морских и речных вод, так вредна для фауны.


Запишем выводы в тетрадь:

·        Между молекулами есть взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

                  

Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров

·        Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

                     

Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

 


                                                              ЗАДАНИЕ №2

  1. Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите кали2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.
  2. Опустите кусочек пластилина в воду  и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод


Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.

Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем  к молекулам твердого тела.


1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?
2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?
3. Почему между молекулами есть промежутки?
4. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?
5. Вы вышли из воды и бросились на горячий чистый песок. Песчинки облепили вас со всех сторон. Когда ваше тело полностью высохло, то песчинки стали осыпаться с него. Почему?

Закрепление нового материала

Категория: 7 класс физика | Просмотров: 9382 | Добавил: mychildren | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]