Воскресенье
04.12.2016
02:52
наши уроки
5 класс математика (в этом году нет) [77]
5 класс информатика [22]
5 класс музыка [9]
6 класс математика [4]
6 класс информатика [19]
6 класс музыка [1]
7 класс информатика [25]
7 класс физика [28]
7 класс музыка [2]
8 класс информатика [12]
8 класс физика [14]
9 класс информатика [36]
9 класс физика [33]
10 класс информатика профиль (в этом году нет) [60]
10 класс информационные технологии (в этом году нет) [24]
10 класс компьютерная графика (в этом году нет) [6]
11 класс информатика (профиль) (в этом году нет) [9]
кружок "Сайтостроение" [19]
7 класс геометрия [2]
7 класс алгебра [0]
Форма входа
Любимые сетевые сообщества:



Сеть творческих учителей

Календарь уроков
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2669
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » 2012 » Октябрь » 23 » 14 урок Явление инерции
14 урок Явление инерции
00:40

Самостоятельная работа

 
Новая тема
 

Давайте порассуждаем:

 
Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость (Увеличить его? Уменьшить его?)
Как можно изменить скорость тел? Мяч  начинает двигаться. Перестаем действовать, что наблюдаете?
Как же можно изменить скорость движения тела? 
Как можно изменить направление скорости тела? 
Так при каком же условии движется тело?
 
Ошибка Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого.  Без действия нет движения»
 
Почему же тогда движутся метеориты в космическом пространстве, когда на них ничего не действует. Или представьте такую ситуацию: шайба движется по гладкому льду, такому гладкому, что лед не останавливает шайбу...
 
В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. 
 
А может ли тело изменить свою скорость, если на него ничего не действует? Мы едем в автобусе, который затормозил, а мы стали падать. Почему? Ведь на нас ничто не действовало.
 
Галилей  использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. В случае большого трения (песок) скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но если уменьшим трение, т.е. уберем песок, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем. 
 
Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость                движения и тем ближе оно к равномерному. 
 
Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной?  
Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос:  Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
 
Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других   тел называется инерцией.   
Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.
движением по инерции называется движение тела при отсутствии действия на него других тел.
 
В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе. 
 
Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды. 
«Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.
Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? 
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? 
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). 
Пока мы ехали,  всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление.
 
Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике.  
У учителя технологии вышел из строя деревянный молоток. Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку. Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция». На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? 
 
Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. 
Польза Вред
Ролевая игра "Суд над инерцией”.
Участники – группы учащихся – защитники и обвинители инерции, судьи. Работа с предложенным текстом. Изучение текста и выбор материала для своего выступления.
 
Текст:
1. Дорогу переходила женщина. Внезапно из-за поворота появилась громадная машина МАЗ. Женщина была сбита машиной, потому что из-за инерции машину внезапно остановить нельзя.
2. Благодаря инерции велосипедисты не всё время крутят педали. Набрав скорость, они прекращают работать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции.
3. На прошедших велогонках один из велосипедистов, натолкнувшись на камень, случайно попавший на трассу, перелетел через руль велосипеда. Велосипед отлетел в другую сторону и попал на трассу. Остальные гонщики, не сумев затормозить из-за инерции, налетели на него. Гонки были сорваны.
4. Столяр насаживает молоток на рукоятку. Он ударяет ручкой по столу, а молоток по инерции продолжает двигаться, насаживается прочно и надёжно на рукоятку.
5. Внимание! Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришёл к решению. Полагаясь на свой собственный опыт и на речь уважаемой защиты, суд считает большую часть обвинений преувеличенной и постановляет: всемерно расширять использование положительных действий инерции и вести борьбу с отрицательными. Для этого нужно изучать и глубоко осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку! Заседание суда считаем закрытым.
6. Люди ехали в троллейбусе. Вдруг он внезапно затормозил. Люди по инерции продолжали двигаться, и многие из них упали.
7. В больнице лежит бабушка со сломанной ногой. Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги бабушки поехали вперёд, а сама она из-за инерции не могла двигаться так быстро, поэтому упала и сломала ногу.
8. Инерция помогает и в толкании ядра: спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по инерции.
9. По вине инерции сталкиваются машины, ударяются о причалы корабли, люди получают многочисленные травмы.
10. У инерции достоинств намного больше, чем недостатков. Она очень широко используется в технике и в быту. Происшествия на дорогах возникают не по вине инерции, а по вине людей неосторожных, легкомысленных или чересчур задумчивых, не знающих элементарных правил уличного движения. Это инерция в спорте устанавливает мировые рекорды. Если бы не было инерции, все планеты сошли бы со своих орбит. Луна упала бы на Землю, а Земля, в свою очередь, упала бы на Солнце.
Окончательный вердикт судей. 
 
Решение качественных задач   
Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
Что произойдёт, если человек поскользнётся?
Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной  поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)
Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?
Почему при прополке не следует выдёргивать сорняки из земли слишком резким движением, даже если они слабо удерживаются в почве?
При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды?
Почему в конце прыжка спортсмены опускаются на согнутые ноги?
Какое значение имеют упругие волосы на подушечках лап зайца? 
В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полёт так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и совершают по инерции при благоприятном ветре планирующий полёт, покрывая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Учитывая, что время полёта рыбы примерно 20 с, найдите её горизонтальную скорость.
 
Решение тестовых заданий  
1. Что такое инерция?
Г. Свойство тел сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
В. Изменение скорости тела под действием других тел.
2.  Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?
С. Упадёт назад.
Д. Упадёт вперед.
Е. Останется неподвижным.
3. В каком случае наблюдается проявление инерции?
А. Камень падает на дно ущелья
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки после удара.
4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились  влево?       
И. Автобус остановился.       
Е. Автобус повернул направо.        
Ч. Автобус повернул налево.           
5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?          
 К. Чтобы выше подпрыгнуть.          
 Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.          
 Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
 
Таблица ответов
Вопросы12345
Ответы
 
Домашнее задание. Подведение итогов урока.   Прочитайте § 17. Составить таблицу: инерция в быту, технике,  спорте,  природе. 
 
В завершение нашего урока помогите сочинить стихотворение. : Если ты снежок...,Или в тире ты...,Или в мячик ...,Или сам ядро...,  Почему же, почему жеТе предметы вдаль летят?Отчего же, отчего же Сразу падать не хотят?Эти разные предметы Потому вперед ...,Что инерцию имеют,Скорость сохранить хотят.Галилей был самым ...,Кто инерцию ...,И прошло три с лишним века С той поры, когда он жил.
Категория: 7 класс физика | Просмотров: 5205 | Добавил: mychildren | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
salute1 ' song ' tongue :cake::salute1:  cake '
Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]