Повторение изученного материала.
1. Понятие объекта.
"Что такое Объект? Какие имена бывают у объекта? Какие признаки у объекта?"
2. Схема отношений.
Какими фигурами обозначаются объекты в схеме отношений? Связи между объектами обозначаются ...?"
3. Отношение "Является разновидностью".
4. Отношение "Входит в состав"
В состав чего входит системный блок? Что такое аппаратное обеспечение компьютера?
Изучение нового материала.
1. Состав объекта.
В зависимости от ситуации объект рассматривается как единое целое или набор из мелких частей. Объект может состоять из множества одинаковых объектов или из множества различных объектов.
В жизни мы многократно сталкиваемся с понятием «система». Примеров можно привести достаточно много:
- Периодическая система химических элементов;
- Система растений и животных;
- Система образования;
- Система транспорта;
- Система здравоохранения;
- Система счисления и др.
Так что же такое «система»?
Система – это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.
Части, образующие систему, называются ее элементами.
Любой объект окружающего мира можно рассматривать как систему.
Различают материальные, нематериальные и смешанные системы.
Примеры материальных систем: дерево, здание, человек, планета Земля, Солнечная система.
Примеры нематериальных систем: человеческий язык, математика.
Пример смешанных систем – школа, университет. Она включает в себя как материальные части (школьное здание, оборудование, тетради и пр.), так и нематериальные (учебные планы, программы, расписание уроков).
Каждая система обладает следующими свойствами:
- Функция (цель, назначение) системы;
- Взаимодействие системы с окружающей средой;
- Состав системы;
- Структура системы;
- Системный эффект.
- Функция системы
Рассматривая примеры различных систем, следует разделить их.
Например, Солнечная система – естественная, а компьютер – искусственная система.
Для всякой искусственной системы можно определить цель ее создания человеком: автомобиль – перевозить людей и грузы, компьютер – работает с информацией, завод – производить продукцию.
- Состав системы.
В состав крупной системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую – подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен всех ее подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой.
Например, головной мозг – подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д.
Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать.( Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья – компоненты системы «Парк» или «Лес».
Любой реальный объект бесконечно сложен.
- Структура системы.
Всякая система определяется не только составом частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое.
Структура – это совокупность связей между элементами системы. Структура – внутренняя организация системы.
Например: Все детские конструкторы включают в себя множество типовых деталей, из которых можно собрать различные фигуры. Эти фигуры будут отличаться порядком соединения деталей, т.е.
структурой.Всякая система обладает определенным составом и структурой. Свойства системы зависят от того и от другого. Даже при одинаковом составе системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.
- Системный эффект.
Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.
В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство – способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, двигатели и т.д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.
2. Работа с учебником
стр.28. 1-й вопрос: найти 6 пар объектов и определить, какой объект входит в состав другого.