Вторник
06.12.2016
15:07
наши уроки
5 класс математика (в этом году нет) [77]
5 класс информатика [22]
5 класс музыка [9]
6 класс математика [4]
6 класс информатика [19]
6 класс музыка [1]
7 класс информатика [25]
7 класс физика [28]
7 класс музыка [2]
8 класс информатика [12]
8 класс физика [14]
9 класс информатика [36]
9 класс физика [33]
10 класс информатика профиль (в этом году нет) [60]
10 класс информационные технологии (в этом году нет) [24]
10 класс компьютерная графика (в этом году нет) [6]
11 класс информатика (профиль) (в этом году нет) [9]
кружок "Сайтостроение" [19]
7 класс геометрия [2]
7 класс алгебра [0]
Форма входа
Любимые сетевые сообщества:



Сеть творческих учителей

Календарь уроков
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Статистика посещений
Нижний Новгород Online
Проголосуй за наш сайт

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Сопутствующие сайты
Наши сайты: Наши странички на других сайтах: Наши соседи:
Наш опрос
Какие опасности в интернете вы считаете наиболее опасными?
Всего ответов: 2669
Мини-чат
200
Моим ученикам
Главная » 2013 » Декабрь » 27 » 16. Наглядные формы представления информации
16. Наглядные формы представления информации
20:34

Тема: Наглядные формы представления информации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока:
• актуализировать знания по теме «Способы представления информации»;
• познакомить с наглядными формами представления информации;
• стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
• развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
Задачи урока:
1) повторить знания по теме «Способы представления информации»; выяснить роль наглядных форм представления информации; выявить способы наглядного представления информации, закрепить знания о наглядных формах представления информации.
2) развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы; развивать творческий и познавательный потенциал
3) воспитывать дисциплинированность, ответственность перед коллективом; формировать навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная доска, электронная версия урока – в программе к доске, ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работой, карточки с дополнительными заданиями. Предварительная подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на 3 группы, в которых выбираются ученики, которые анализируют материал, генерируют идеи, художники и защитники работ.
Основные понятия:- наглядная форма представления;- рисунок;- фотография;- карта;- схема;- условные знаки;- диаграмма.
Этапы урока:
I. Организационный момент (1 мин) Подготовка учащихся к работе на занятии.
II. Актуализация опорных знаний(5 мин)
Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации.
III. Изучение новых знаний 
1. Формулирование темы урока (1 мин)Определить тему урока.
2. Постановка проблемы. 
Самостоятельная работа учащихся (15 мин)
Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации.
3. Изложение нового материала (7 мин)
Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах.
4. Физкультминутка (2 мин)Снятие общего утомления.
IV. Закрепление и контроль новых знаний (5 мин)
Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала.
V. Подведение итогов (3 мин)
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (1 мин)
Заинтересовать учащихся творческим заданием.
 
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (Фронтальный опрос)
На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации. 
– Перечислите  способы представления информации? (Информацию можно представить с помощью текста, таблицы, чисел)
- Приведите пример, когда информация представляется с помощью чисел? Каким способом можно представить графическую информацию с помощью чисел? (Методом координат.)
- Расскажите о текстовой форме представления информации. (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.)
– Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (Если данные, представленные в задаче однотипны)
– Дома вы учились представлять информацию в виде таблицы, давайте проверим как: №33-34 с.35 рабочей тетради.
 
III. Изучение новых знаний
1. Формулирование темы урока 
Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучать способы представления информации, тема нашего урока «Наглядные формы представления информации».  Посмотрите на нашу тему и попробуйте сказать, о чем сегодня будет идти речь. 
 
2. Постановка проблемы. 
А нужна ли нам наглядная форма представления информации? Может быть, любой человек может получить также не меньше, а то и больше информации? 
Итак, цель нашего урока, выяснить, необходима ли наглядная форма представления информации. 
Давайте попробуем ответить на эти вопросы, проделав небольшую работу. 
3 варианта:
Вам дана информация, представленная в текстовой форме, необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2 - 3-х лет. 
Вам дана информация, представленная в текстовой форме, необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна иностранцам, не знающим русского языка.
Представить данную текстовую информацию в форме, которая была бы понятна любому школьнику.
 
 
Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? 
Без наглядных форм представления информации не обойтись.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена  наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем.
– Почему это так?
 
3. Изложение нового материала
Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. 
Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.
Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.
Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)
Тот, кто делал информацию более понятной для иностранцев, использовала условные знаки. Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)
Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.)
Тот, кто выполнял третий вариант, представила свою информацию в виде так называемой диаграммы. Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде представлена информация об учениках вашего класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, каких зодиаков в вашем классе больше? (Да, рыбы.) Какую диаграмму вы для этого использовали? (Круговую.) Как изменилась картина успеваемости вашего класса во второй четверти по сравнению с первой?
 

– Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл  рисунка мы поймём всегда. 
– Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут  схемы.
– Например, для разбора слова по составу используют схему:  с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.
–  А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче.
Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайд 3): (или используя РТ: №20 С.23)

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7
Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14
Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21
Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28
Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33    

Е Й Б Д С Б Н  Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

– Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)

– Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим  задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из  загадок.

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это… (слон)

По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (крокодил)

Всю жизнь ношу я два горба,
имею два желудка! 
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток! (Верблюд)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

По деревьям прыгать мастер,
Сорвала руками лист,
Ловко скорчила гримасу,
Головой повисла вниз. (Обезьяна шимпанзе)

 – Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. 
– Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
– Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
– На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни. 
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно (Слайд 4):

Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть  систему координат на 90°, а вместо отрезков  нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60.  Такую диаграмму называют  столбчатой. (Слайд 5)
– Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а  с помощью компьютера быстро.

Физкультминутка. Теперь давайте немного отдохнем, снимем напряжение. Закройте глаза, сильно напрягая мышцы глаз, раскройте глаза, расслабив мышцы.Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Посмотрите вдаль. Зарядим наши глаза положительной энергией (потрем ладони и приложим их к глазам).Помассируем мочки ушей, на которых расположены точки, активизирующие энергию нашего организма.

IV. Закрепление и контроль новых знаний
Учитель: А теперь, после того как мы отдохнули, давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Распределите на доске рисунки по видам наглядной формы.
А теперь каждый самостоятельно.
Вам необходимо напротив изображения написать вид наглядной формы представления информации.
Итак: – Как можно наглядно представить информацию? (С помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм)
– Для чего нужны диаграммы?
Выставите себе оценки. Критерии вы знаете.
Тот, кто работает вперед, получает дополнительное задание и дополнительную оценку.Резерв: РТ – с. 41 № 42.
А теперь давайте еще потренируемся создавать диаграммы. Выполним  по учебнику № 4 с. 44 . №37 с.37 рабочей тетради.
Этапы создания столбчатой диаграммы:
1) Открыть  текстовый процессор MS Word;
2) Создать  таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;
3) Выделить таблицу;
4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА.
5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ  ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста.
 
V. Подведение итогов
Итак, что мы выяснили сегодня на уроке? Перечислите наглядные формы представления информации. Что вам понравилось больше всего на уроке? На каком этапе вы были наиболее активны? Какие цели мы с вами ставили перед собой? Мы их добились?
Оценки за письменные работы вы уже знаете, а оценки за активную работу на уроке получают…
VI. Информация о домашнем задании
№26 с.25, №38 с.37.
Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить домашнее задание § 1.11, для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.
Категория: 5 класс информатика | Просмотров: 3884 | Добавил: mychildren | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]